Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) представляет собой сложную систему – совокупность производств, процессов, материальных устройств по добыче топливно-энергетических ресурсов (ТЭР), их преобразованию, транспортировке, распределению и потреблению как первичных ТЭР, так и преобразованных видов энергоносителей.
ТЭК играет важнейшую роль в мировой экономике, т. к. без его продукции невозможно функционирование всех без исключения отраслей. Мировой спрос на первичные энергетические ресурсы (ПЭР) в последующие десятилетия XXI в. будет расти медленнее, чем в 1980-е годы. Одновременно будет повышаться эффективность их использования, особенно в промышленно развитых странах.
В состав ТЭК входят взаимодействующие и взаимообусловленные подсистемы: отрасли топливной промышленности (угольная, нефтяная, газовая), добывающая подсистема и электроэнергетика, преобразующая ТЭР в энергоносители. Эти подсистемы тесно связаны с энергетическим машиностроением, электротехнической, атомной отраслями промышленности и со всеми отраслями – потребителями топлива и энергии.
Электроэнергетика – основной потребитель угля. До начала 1950-х годов в мировом топливно-энергетическом балансе (ТЭБ) уголь занимал ведущие позиции, однако его доля постепенно снижалась. В этот период, который получил название «первой угольной волны», угольная промышленность была отраслью, предназначенной для удовлетворения потребностей внутренних рынков, на экспорт шел в основном коксующийся уголь. Удельный вес угля в мировом ТЭБ соответствовал структуре топливно-энергетических ресурсов, где на долю угля приходится свыше 90 % всех запасов.
В 50-х уголь стал активно вытесняться из ТЭБ углеводородным топливом – более дешевым и универсальным видом энергии. С середины 60-х его доля стала снижаться также за счет атомной энергии. Основными потребителями угля стали металлургия и тепловые электростанции. Но и в этих секторах уголь все чаще стал замещаться нефтью и газом.
Неустойчивость мировой энергетики, вызванная энергетическим кризисом, способствовала частичной переориентации большинства развитых стран на уголь в 1975 – 1980 гг. Роль угля стала особенно заметна в электроэнергетике. США, Канада, ЮАР и Австралия увеличили добычу энергетических углей в расчете не только на свои электростанции, но и на экспорт в Европу, Японию и страны Юго-Восточной Азии.
Международная торговля энергетическим углем за двадцатилетний период выросла в 2 раза, в то время как торговля коксующимся углем – лишь на 20 %. В конце ХХ в. образовались своеобразные «угольные мосты» между странами-экспортерами и странами-импортерами – сначала в основном через Атлантический океан, позднее через Тихий океан в азиатские страны.
Снижение цен на углеводородное сырье в 80-е годы повлияло на добычу угля. В ряде европейских стран, началось не просто сокращение добычи, а закрытие шахт и вывод их из эксплуатации. Энергетическая политика европейских стран в корне изменилась в 2000-е годы. Евросоюз хочет создать условия для более широкого применения нетрадиционных и возобновляемых источников энергии. Объемы добычи определяются следующими факторами: поддержание энергетической безопасности; создание условий для быстрого возобновления добычи в случае чрезвычайных ситуаций; поддержание оборудования на законсервированных шахтах в рабочем состоянии; сохранение квалифицированных кадров и технологий.
Энергетическая политика стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) существенно отличается от европейской. Здесь наблюдается противоположная тенденция – увеличение добычи и потребления угля. Благодаря своей относительной дешевизне уголь стал важным топливом для Азии, т.к. экологическим проблемам здесь не придают такого значения. Спрос на энергетический уголь возрос в значительной степени из-за роста его потребления китайской электроэнергетикой. Активно внедряет в свой ТЭБ уголь Япония, которая занимает видные позиции в мире по объемам использования угля, т.к. в стране нет своей угольной промышленности. Рост потребления угля в странах АТР происходит на фоне постоянного снижения удельного веса угля в европейских странах и странах бывшего СССР, которые все больше ориентируются на природный газ, поступающий как по трубопроводам, так и в сжиженном виде газовозами.
В Северной Америке снижение доли угля связано не с уменьшением его потребления на электростанциях, которое постоянно увеличивается, а с ростом спроса на углеводороды, необходимые, прежде всего, для удовлетворения растущих потребностей на транспорте.
В условиях сокращения ресурсов углеводородов, старения мировой трубопроводной системы и высокой степени опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в ряде нефтедобывающих районов назрела необходимость в переориентации экономики на уголь. Обеспеченность стран угольными ресурсами во много раз превышает аналогичный показатель по углеводородным запасам. Так, если в среднем по миру при современных объемах добычи обеспеченность по углю составляет 192 года, то по нефти – 41 год, по газу – 67 лет. Особенно велики запасы угля в таких странах, как США (29 %), Россия (19 %), Китай (14 %), Индия (7 %) и Австралия (9 %), на которые приходится почти 80 % мировой добычи.
Росту использования угля способствует богатая ресурсная база и широкое распространение месторождений угля на Земле. Общие геологические запасы угля в мире составляют 14–16 трлн т, разведанные – более 5, доказанные – 1,8 трлн т.. По мере увеличения объемов геологоразведочных работ в малоисследованных районах мира будут увеличиваться и доказанные запасы угля. Это может привести на мировой рынок новых участников, которые, возможно, изменят существующую картину.
Для масштабного развития угольной энергетики необходимо решить проблемы, связанные как с экологией, так и с более широким внедрением новых технологий и оборудования в угольную промышленность. Это направление в мировой энергетике получило название «второй» или «новой угольной волны».
Необходимо освоить в промышленных масштабах технологии производства жидкого топлива из угля и его газификации подземным способом, внедрить в электроэнергетике экологически чистое сжигание угля, а также освоить новые способы транспортировки угля на большие расстояния, в т.ч. и морским транспортом. Технологическое сближение физико-технических характеристик угля и жидкого топлива будет способствовать созданию угольно-нефтяной или угольно-водной пульпы, которые можно будет транспортировать и сжигать подобно нефти.
В настоящее время происходит смена приоритетов в мировой энергетической политике – от энергетической безопасности отдельной страны к энергетической взаимозависимости, которая должна стать основой единого энергетического пространства и делового партнерства. Развитие энергетики ведет к возникновению транснациональных энергетических структур и энерготранспортных систем, к срастанию энергетики с другими промышленными производствами и появлению вертикально-интегрированных структур. Большая роль в этом процессе отводится углю, который может повысить устойчивость как электроэнергетики, так и энергетики в целом.
Список литературы
1. Экономика предприятий энергетического комплекса: Учеб. для вузов/ В.С. Самсонов, М.А. Вяткин. – 2-е изд. – М.: Высш. шк., 2003.
2. Угольная промышленность мира. Региональные аспекты развития, Т.И. Горкина – Газета «География», № 18 / 2009 г.