Проблема изнашивания рельсовых деталей стрелочных переводов обострилась с начала 1990-х годов в связи с приближением удельного тоннажа грузоперевозок в стране к мировым стандартам. Одним из направлений повышения износостойкости является обработка рабочих поверхностей относительно слабым магнитным полем [1].
Для проведения экспериментального исследования влияния магнитного поля на износ рельсовой стали использовалась модернизированная машина трения, предусматривающая испытания по схеме «ролик-образец». Образцы рельсовой стали имели форму призмы, торец которой являлся поверхностью трения. Износ образцов определялся взвешиванием на лабораторных весах. Подвижные образцы-ролики изготавливались из стали 40Х и имели твердость HRc 48-49. Контртелом для каждого образца стали являлся отдельный ролик. Воздействие магнитным полем осуществляли специальным намагничивающим устройством на основе соленоида с питанием переменного тока. Испытания проводились этапами длительностью 30 мин с перерывами для взвешивания и определения величины износа.
Испытания показали, что скорость изнашивания образцов в исходном состоянии и в намагниченном состоянии близка к линейной. Это указывает на образование устойчивого изнашивания адгезионной природы. На конец испытания величина весового износа образца, повергнутого магнитному воздействию, оказалась в 3,4 раза меньше износа образца в исходном состоянии. Соответственно такое же соотношение составляют и скорости изнашивания.
Таким образом, начальные испытания показали перспективность применения магнитного воздействия. В дальнейшем намечено более детальное изучение влияния характеристик магнитного поля и режимов воздействия им на закономерности трения и изнашивания рельсовой стали и других материалов, применяемых на железнодорожном транспорте