Наиболее продуктивным и успешным при воспитании ребенка считается умелое сочетание нескольких стилей отношений родителей с детьми, поскольку определенного и общепринятого рецепта воспитания гениев не существует. Мы решили изучить данную проблему с точки зрения семейных отношений: понять взаимосвязь стиля семейных отношений и воспитания ребенка непосредственно с успехами в различных сферах жизни. С целью изучения стиля взаимоотношений между родителями и детьми, нами была проведена методика «Тест родительского отношения».
Результаты проведенного исследования выявили, что в большинстве случаев в отношениях родителей и детей доминируют контроль и отрицательное принятие неудач ребенка- 45 %, у 25 % испытуемых обнаружилась выраженность стремления всегда быть рядом с ребенком, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей и у 15 % респондентов в отношениях с детьми главными являются искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высокая оценка его способностей, поощрение самостоятельности и инициативы, желание быть на равных. Следует отметить, что практически у всех испытуемых высоко выражено принятие ребенка и положительное отношение к нему. Сопоставив результаты исследования с успехами и характеристиками детей, полученных от педагогов, мы выявили следующую тенденцию: наибольшая социальная активность и высокие результаты в деятельности, как в учебной, так и внеучебной выражена у детей, воспитываемых в семьях с »кооперационном» стилем отношений. В семьях, где ведущую роль играет контроль, дети демонстрируют формальные и социально желательные результаты, избегая проявления творчества и креатива. В семьях же с лидирующим «симбиотическим» стилем отношений, дети проявляют большую инфантильность и зависимость от родителей, избегая самостоятельной активности.
Таким образом, мы считаем, что для воспитания успешного ребенка необходимо поощрять его самостоятельность, учитывать его собственные интересы и направлять в необходимом направлении.