В последние десятилетия в отечественной литературе все чаще стали появляться отдельные работы по проблемам нарциссизма. Большинство из них относятся к области клинической психологии. Вместе с тем в современной зарубежной науке, помимо многочисленных трудов по клиническому нарциссизму, существуют экспериментальные и теоретические исследования нарциссической проблематики, которые не сводятся к области психопатологии (например, здоровая форма нарциссизма, нарциссическое лидерство, детский и подростковый нарциссизм, защитно-компенсаторные механизмы нарциссизма, нарциссический характер и пр.). Подобных исследований сегодня в нашей стране практически нет: сложность изучения нарциссического феномена на российской выборке связана в первую очередь с отсутствием стандартизированного диагностического инструментария.
Актуальность изучения проявления нарциссизма в зависимости от гендерной идентичности личности связана с тем, что каждый человек является обладателем множества психологических черт характера. Некоторые черты являются как бы «бесполыми», универсальными, а некоторые черты традиционно связываются с типично мужской или типично женской психологией. Некоторые типичные мужские или женские черты имеют свои эволюционно-генетические и физиологические основания, предпосылки. Хотя дело по преимуществу обстоит все-таки так, что приобретение тех или иных типично мужских или типично женских психологических черт происходит в результате совместного влияния двух групп факторов – биологического и социального порядка. В этом контексте психологический пол радикально отличается от пола биологического. Остановимся коротко на трех основных понятиях, о которых принято говорить в связи с феноменом «психологический пол» – маскулинность, фемининность, андрогинность.
В процессе эмпирического исследования А.З. Минахметовой, А.Н. Беляевой, Д.В. Искаковой нарциссических черт личности в зависимости от половой принадлежности было выявлено, что для юношей преобладает односторонняя коммуникация и время других людей презирается. У девушек же наблюдается попытка всегда быть в центре внимания и преувеличение собственных достижений.[1, с. 143]
Использовались общенаучные методы теоретического исследования (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование и т.д.), изучение научной литературы, специальные психологические методы сбора информации: наблюдение, тестовые опросы (опросник «Нарциссические черты личности» О.А. Шамшикова, Н.М. Клепикова; опросник по изучению маскулинности-фемининности С. Бэм.), методы математической обработки эмпирической информации (критерий t-Стьюдента).
Эмпирическая выборочная совокупность состоит из 60 человек: студентов первого и второго курсов КФУ. База проведения исследования: Казанский (Приволжский) Федеральный Университет.
Теоретико-методологическая основа: работа основа на двух основных подходах к исследованию нарциссизма. Первый подход с позиции Х. Когута, второй подход с позиции О.Ф. Кернберга.
Диагностика особенностей нарциссических черт у маскулинных и фемининных личностей показала, что в обеих выборках преобладает вера в собственную уникальность, то есть отсутствуют попытки критического осмысления в сочетании с уверенность в том, что оценить эту уникальность могут только особо одаренные люди. Ярко выражено ожидание особого отношения, что характеризуется субъективной уверенностью в заслуженности особого обращения. Нереализованность ожиданий провоцирует раздражительность при столкновении с любыми даже мелкими препятствиями. Также в обеих выборках преобладает потребность в постоянном внимании и восхищении.
Результаты эмпирического исследования целесообразно использовать в различных сферах жизни человека, в рамках социальной и педагогической психологии, в организации учебно-воспитательной работы со студентами, позволят сформулировать практические рекомендации по эффективному взаимодействию с личностью, имеющей фемининный, андрогинный или маскулиный тип гендерной идентичности.