Ценностная парадигма современного общества быстро меняется, и такая категория населения как молодежь особенно подвержена этим изменениям. Цель исследования – выявить и проанализировать субъективные представления о счастье студентов 3-4 курса возраста 19-22 лет, обучающихся в ВУЗах. Для исследования была составлена анкета, состоящая из 3 вопросов. В ходе нашего исследования было получено и проанализировано 30 анкет.
На первый вопрос «Что такое счастье» 40 % ответило, что «Счастье – это радостное настроение», т.е. связывают это понятие с переживанием определенных эмоций. 33 % студентов ответило, что наибольшей ценностью представляют отношения с близкими людьми и с социумом. Например, «Счастье – это моя семья, родные и близкие». 13,5 % испытуемых считают что «Счастье-это, когда все твои материальные потребности удовлетворены и нет нужды ни в чем». Такое же количество студентов ответило, что «Счастье – это любовь», «У тебя есть слух и зрение, которые помогают любоваться природой, окружающим миром», описывая счастье на примере ситуаций из своей жизни и жизни близких или рассматривали данное понятие посредством обобщенных категорий.
На второй вопрос большинство студентов ответили (75 %), что считают себя счастливыми. Счастливый человек, по их мнению, это человек, нашедший себя в жизни, вокруг которого много любящих и понимающих его людей. Счастлив тот, кто не одинок. На вопрос: «Что человеку не хватает для полного счастья?», опрошенные ответили следующее: «Не хватает осознания счастья, понимания, уверенности в себе, любви, доверия».
Таким образом, можно сделать вывод – представления о счастье у студентов различны. Ответы студентов классифицировались по категориям: материальный аспект счастья, эмоциональный, социальный. Доля большинства молодых людей понимает счастье в эмоциональном аспекте. Это объясняется тем, что при вступлении во взрослую жизнь человек переключает свое внимание от внешних событий к внутренним, формирует взгляды, установки, ценности. Можно сказать, что счастье рассматривается современной молодежью как внутренний компонент, представляющий осознанный взгляд на жизнь.