Одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства ученых многих родителей. Для широкой общественности же наиболее важными проблемами являются не столько научные основания одаренности, сколько прежде всего их реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации. Забота об одаренных детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра.
Б.М. Теплов определяет одаренность как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности». Вопросами одаренности детей занимались зарубежные и отечественные психологи. Известны крупные исследования в области одаренности проводили американцы Дж. Гилфорда, П. Торренса, Ф. Баррона, К. Тейлора. На основе идей психологов Дж. Кэррола и Б. Блума их последователями была разработана методика обучения одаренных детей. Изучением особо одаренных детей занимался Ж. Брюно. Проблемы одаренности изучали отечественные психологи: Матюшкин А.М., Шумакова Н.Б. в ряде своих работ, Чистякова Г.Д., Юркевич В.С.
Систематизация видов одаренности определяется различными критериями, которые положены в основу классификации. В одаренности можно выделить как качественный, так и количественный аспекты. Если качественные характеристики одаренности выражают специфику психических возможностей человека и особенности их проявления в тех или иных видах деятельности, то количественные характеристики одаренности позволяют описать степень их выраженности.
О развитии одаренности можно судить по следующим критриям: по положительной динамике развития индивидуальных интеллектуальных возможностей; по положительным индивидуальным характеристикам эмоционально-волевой сферы личности; по индивидуально-личностному развитию.
На основе выделения видов одаренности лежат следующие критерии: вид деятельности, степень сформированности; форма проявления; широта проявлений в различных видах деятельности; особенности возрастного развития. По виду деятельности выделяют одаренность в практической деятельности, в познавательной деятельности, в художественной деятельности, в коммуникативной деятельности, которая сама подразделяется на лидерскую и аттрактивную одаренность.
Рассмотрим определение лидерской, или социальной одаренности. Лидерская одаренность – это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Они обычно обладают физической привлекательностью и аккуратностью во внешнем облике; их явно принимает подавляющее большинство людей, которых они знают; лидеры обычно заняты в различных общественных мероприятиях и вносят в них положительный вклад; они относятся к сверстникам и к старшим как к равным, сопротивляясь неискренним, искусственным или покровительственным отношениям; они не боятся выражать свои чувства, но делают это к месту; они поддерживают длительные взаимоотношения с людьми и не меняют резко свои дружеские симпатии; они стимулируют продуктивное поведение других.
Цель своего исследования мы видели в сравнении лидерских способностей группы студентов обучающихся по программе «Учитель нового поколения» с группой обычных студентов взятых по случайной выборке и в равном количестве .Для этого были применены 2 методики это Фрейбургский личностный опросник, авторами которой являются И. Фаренберг, Х. Зарг, Р. Гампел, используемый в целях определения первостепенного значения для процесса социальной, профессиональной адаптации и регуляции поведения личности и методику диагностики лидерских способностей Е. Жарикова и Е. Крушельницкого.
В результате интерпретации методики диагностики лидерских способностей было выявлено что из 20 студентов посещающих проект «Учитель нового поколения» лидерскими способностями в больших ее проявлениях обладают 55 % студентов ,средние значения характерны 45 %,низкие же показатели в этой группе свое отражение не нашли. Во второй группе испытуемых показатели методик были другими. Из общего количества студентов высокие лидерские качества были присуще только 7 ребятам, что составляет 35 %,средними показателями обладали 6, что составляет 30 % и низкие результаты показали 7 студентов, то есть 35 % из всей группы. Сравнительный анализ показал, что те студенты, которые посещают проект «Учитель нового поколения» обладают более высокими способностями к лидерству, чем те, кто не посещают данный проект. С помощью Фрайбургского личностного опросника выяснились такие черты лидеров, как открытость, уравновешенность, общительность. Такие признаки как застенчивость, невротичность, депрессивность, у них выражены менее заметно.