Целенаправленное формирование профессионального самосознания будущего профессионала является важнейшим звеном профессиональной подготовки специалиста.
Согласно проведенным исследованиям, мы пришли к следующим выводам: пригодными к профессии учителя можно считать 20 % опрошенных, непригодных – 80 %. Так, 40 % опрошенных студентов периодически или вообще испытывают трудности в том, чтобы заставить себя учиться, в то время как учителю нужно уметь организовывать, мотивировать и побуждать к учебной деятельности учеников, не говоря уж об умении организовывать и контролировать самого себя. Тем не менее, отношение части студентов к выбранной профессиональной деятельности взывает определенные сомнения по поводу правильности и ответственности в выборе будущей профессии. Так, 33 % опрошенных студентов заявляют, что и желание стать учителем слишком неопределенно. Это подтверждает наше предположение о том, что многие молодые люди, не успев пройти стадию оптации, оказываются на стадии адепта и из одного кризиса (профессионального самоопределения), не разрешив таковой, попадают в другой (профессионального обучения). Дальше это, в лучшем случае, может разрешиться пересмотром своей позиции и сменой учебного заведения или переоценкой и сменой мотивов обучения. В худшем же случае, это приведет к растущему кризису (профессиональной адаптации), а после и к кризису профессионального роста и общему «застою» и неэффективному саморазвитию личности. 27 % студентов, принявших участие в исследовании, считают, что работа учителя отнимает больше времени, нежели дает возможность лично выделиться и проявить лидерские способности, развивать коммуникативные навыки и способности руководить. Соответственно, у таких студентов формируется либо индеферентное, либо даже отрицательное отношение к выбранной профессии, так как отсутствует положительная направленность на профессиональную учебную деятельность, установка на достижение успеха, низкая мотивация.