Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

1 1
1

В результате изменений, происходящих в современном обществе, английский язык приобретает огромную актуальность. Иностранный язык, как образовательная дисциплина, выходит на новый уровень, повышается его престиж. Так, особое значение приобретают понятия мотивации и смысла. Исследование мотивационно-смысловых особенностей обучения у студентов в целом имеет большое значение для повышения эффективности вузовского образования. Эффективность обучения находится в зависимости от уровня развития мотивации, как внутреннего побуждения, определяющего смысл деятельности.

Целью нашего исследования является изучение мотивационно-смысловых особенностей изучения английского языка в вузе. Выборку составили 40 студентов 5 курса факультета иностранных языков. В ходе эмпирического исследования нами были использованы методики: «Методика изучения мотивации обучения в вузе» Т.И. Ильиной, авторская методика Ю.В. Котлякова «Методика исследования системы жизненных смыслов», «Тест смысложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева.

Результаты эмпирического исследования показали, что студенты ориентированы в первую очередь на приобретение знаний, на овладение профессией, а получение диплома занимает последнее место в системе их приоритетов. Испытуемые имеют цели в жизни, связанные с иностранным языком, их будущей профессией. Невысокий уровень удовлетворенности жизнью говорит о том, что студенты живут завтрашним днем, стремятся к лучшему будущему, определенный вклад в которое внесет знание английского языка. В системе жизненных смыслов первое место занимают когнитивные (познавательные) смыслы. Студенты изучают иностранный язык для дальнейшей самореализации, которая занимает второе место в категории жизненных смыслов испытуемых.

Таким образом, мотивационно-смысловые особенности изучения иностранного языка в вузе сводятся к прагматичной ориентации на будущее. Английский язык для них является гарантией прочной и успешной адаптации в современном обществе.