Профессиональное самоопределение начинается с выбора профессии, но не заканчивается на этом, ибо человек в течение жизни сталкивается с непрерывной серией профессиональных выборов (в ходе профессионального обучения, при специализации, при определении путей повышения квалификации и др.). Степень соответствия личности студента типу избранной профессии определялась с помощью методики Холланда. Выборку исследования составили студенты
1, 3, 4 курсов студентов Нижнекамского педколледжа.
Анализ результатов по данной методике показывает, что у студентов I курса доминируют предприимчивый и социальный типы личности. Люди с социальным типом личности чувствительны, активны, ориентированы на общепринятые нормы, на труд, это связано с тем, что студенты только узнают друг друга; предприимчивый тип характеризуется тем, что люди данного типа находчивы, практичны, склонны к лидерству, связано с тем, что начинает складываться коллектив, выявляются лидеры. Для III курса характерен интеллектуальный тип. Люди данного типа отличаются аналитичностью, оригинальностью, обладают хорошей формулировкой и изложением мыслей. Это связано с тем, что испытуемые на третьем курсе пишут курсовые работы, впервые занимаются исследовательской деятельностью. У IV курса доминируют интеллектуальный тип, который связан с тем, что студенты – выпускники, пишут дипломные работы, готовятся к ГОС экзаменам; также преобладает артистический тип личности. Это связано с тем, что испытуемые находятся на конечном этапе своего обучения в ВУЗе, у них свои собственные устоявшиеся взгляды на жизнь, они не ориентируются на одобрение, ищут пути своей дальнейшей профессиональной реализации и профпригодности.
Полученные материалы свидетельствуют, что социальный тип занимает устойчивое первое место с 1-го по 3-й курсы, а на 4-м курсе снижается, при этом интеллектуальный и артистический типы, наоборот, к 4 курсу возрастают. Это говорит о том, что в процессе обучения в вузе у студентов формируется профессиональный тип личности.