Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

1 1
1 The Kuban State Technological University

Вектор стратегии и тактики развития России в XXI веке в значительной мере будет определяться делами и поступками людей, которым на рубеже веков будет 18–25 лет. Их стар­товый профессиональный, духовный и нравственный потенци­ал окажет существенное воздействие на судьбу следующего столетия. Осваивая изменяюще­еся социальное пространство, молодежь уже сейчас демонстри­рует психологическую готовность к восприятию перемен во всех сферах жизнедеятельности общества, вырабатывает соб­ственную альтернативную культуру, формирует новые жизнен­ные стили, стереотипы мышления [1].

В условиях социальной нестабильности в России общество возлагает на молодежь особые надежды, стремясь сформировать у нее качества активных субъектов деятельности, способных приумножать ее социально-экономический и духовный потенциал, взять на себя ответственность за судьбу отечества.

Важным ресурсом духовности общества, воспитания и социализации новых поколений молодых людей, ко­торые будут участвовать в социально-экономическом обустройстве России может стать культур­ная политика.

Молодёжь в российской культурной политике традиционно иг­рала и продолжает играть роль лишь значимого объекта. Её воспи­тывают, информируют, поучают, развлекают многие средства мас­совой информации, учреждения культуры, и она в значительной мере свыклась с ролью объекта воздействий [2].

Мощным средством формирования гуманистических, духовных качеств личности молодого человека является театр. Он не только обеспечи­вает преемственность и связь поколений. Театр – это вид искусства, художественно осваивающий мир через драматическое действие, осуществляемое актерами на глазах у зрителей.

Сегодня многие специалисты отмечают недостаточное количество исследований влияния театра на процесс воспитания молодежи, что и обусловило актуальность выбранной мною темы.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил сформулировать проблему нашего исследования следующим образом: каковы условия влияния театрального искусства на психологические особенности молодежи.

Театральное воспитание как область театральной деятельности сегодня стремится получить права гражданства, которые уже имеют музыка и изобразительное искусство. Воспитание театром – это воспитание в контексте отечественной и мировой театральной культуры. [3]. Воспитание театром – это, прежде всего, воспитание в театре.

Исследования показывают, что досуговая самореализация молодежи осуществляется вне учреждений культуры и относительно заметно обусловлена воздействием одного лишь телевидения – наиболее влиятельного институционального источника не только эстетического, но и в целом социализирующего воздействия.

На телевизионном экране все чаще демонстрируются насилие и эротика, особенно в связи с распространением негосударственного местного и кабельного телевидения. С социально-психологической точки зрения несомненно, что экранное насилие вносит свой вклад в криминализацию современной жизни, особенно влияя на детей, подростков и молодежь, которые составляют основную аудиторию кинотеатров и видеосалонов. Как известно, преступность среди них неуклонно продолжает расти. Не случайно в развитых западных странах общественностью созданы организации типа Международной коалиции борьбы против телевизионного насилия.

Также всё большее количество молодых людей заменяет общение с реальными людьми общением с виртуальным собеседниками. Это приводит к их отчуждению от внешнего мира.

Исследования Фонда Общественного Мнения показывают, что театр привлекает молодежь больше, чем активные городские игры Encounter и Дозор, но меньше, чем кино, компьютерные игры и кроссворды.

Сейчас часто можно услышать, что молодежь перестала ходить в театры. Причины снижения интереса к этому виду искусства видят в его архаичности, в дороговизне билетов, в рыночных приоритетах молодого поколения. По данным молодежного опроса, который провел Фонд Общественного Мнения совместно с калининградским Фондом социальных и маркетинговых исследований, театром увлекается только 6 % людей в возрасте 16–25 лет.

Для сравнения: спорт привлекает 34 % молодежи, музыка и пение – 28 %, кино и компьютерные игры – по 25 %, кроссворды – 18 %, танцы – 17 %, ролевые игры и активные городские игры – по 3 %.

За последний год в театре или концертном зале был почти каждый седьмой представитель молодого поколения (15 %). Впрочем, сами театралы отмечают, что зачастую в театры ходят те, кто ничего в этом виде искусства не смыслит («сейчас в театр ходят многие бизнесмены, чтобы поднять свой статус, якобы я – элитный человек… а сам сидит в первом ряду и спит»).

Почти две трети театралов составляют представительницы женского пола (72 % – девушки и только 28 % – юноши). О своем увлечении театром чаще других говорят жители Москвы (19 % против 6 % молодежи в целом) и студенты (11 % против 6 %). Среди активистов молодежных движений (а их опрошено более двух тысяч человек) театралов в три раза больше, чем среди «обычной» молодежи (18 % про-
тив 6 %).

Молодые театралы – группа немногочисленная, но заметно выделяющаяся на фоне всей молодежи. В качестве одного из самых важных понятий в жизни они чаще остальных отмечают духовность – 15 % (против 6 % в среднем по молодежи) и творчество – 11 % (против 5 %). Именно они чаще других называют творческую работу работой своей мечты (11 % против 1 %).

Поклонники Мельпомены – люди инициативные (81 % против 71 %). Они не любят серости и обыденности, значительно чаще других стремятся выделиться из толпы, хотят быть непохожими на остальных (71 % против 47 %), противопоставляют себя офисным работникам («в банке человек совершенно черное на себя обличие одевает», «они все в маске»).

Фондом Общественного Мнения был составлен портрет молодых театралов. Опрос молодых людей в возрасте 16–25 лет был проведен в 203 населенных пунктах 63 субъектов Российской Федерации. Общий объем выборки составил 1500 человек.

В опросе приняли участие студенты 11 вузов. Всего было представлено 12 онлайн-групп.

Опрос показал, что сегодня в театре мало молодежи. 6 % опрошенных молодых людей 16–25 лет заявили, что театр – это их увлечение, любимое занятие. Остальные своим увлечением, любимым занятием считают: чтение – 26 %, компьютерные игры – 25 %, кино – 25 %, спорт – 34 %, туризм – 13 %, цветы – 7 %, ролевые игры – 3 %, активные городские игры – 2 %.

Среди театралов 72 % девушек и 28 % юношей.

Среди опрошенных молодых москвичей театрал – почти каждый пятый (19 %). Среди студентов театралов значительно больше, чем среди молодежи в среднем (11 % против 6 %). Почти каждый пятый участник опроса студентов десяти ведущих вузов говорит, что увлекается театром (21 %). Половина опрошенных студентов десяти ведущих вузов страны (51 %) посетили за последний год театр, концертный зал.

Среди театралов значительно больше тех, кто мечтает стать руководителем компании – 39 % (против 27 % среди молодежи в среднем); руководителем более высокого ранга – министром, губернатором и т.п. – 11 % (против 5 %); хочет работать в органах государственной и муниципальной власти – 25 % (против 17 % среди молодежи в среднем).

Театралы высоко ценят профессионализм. Почти треть из них выбрали слово «профессионализм» из списка с 33 словами-ценностями – 30 % (против 19 % среди молодежи в целом). При выборе работы театралы чаще ориентируются на возможность профессионального роста – 46 % (против 35 % среди молодежи в целом). Почти все театралы заявляют, что стремятся к успеху – 99 % (против 92 % среди всей молодежи). Каждый третий из них уверен, что добьется успеха в жизни – 32 % (против 18 %).

Именно театралы больше других любят выделяться из толпы, не хотят быть похожими на остальных – 71 % (против 47 %); они не особо надеются на государство; рассчитывают на свои силы. И чаще остальных воспринимают творчество как самое важное в жизни – 11 % (против 5 %) и считают, что «работа мечты» – это именно творческая работа.

Помимо театра эта немногочисленная группа молодежи увлекается: чтением (51 %), кино (46 %), музыкой и пением (42 %), танцами (37 %). Однако многие театралы имеют и «нетворческие» хобби, например спорт (46 %) [4].