Интернет подкрался к человеку так близко, что мы уже не представляем свою жизнь без него. Общение в социальных сетях, чтение новостей на сайтах, просмотр фильмов он-лайн, крайне редко ходим в библиотеку, делаем покупки через Интернет, все это не выходя из дома. Казалось бы, как это все здорово и удобно. Но такой легкий, беззаботный образ жизни добрался и до нашего образования. Теперь каждый, кто умеет пользоваться интернетом может обучаться дистанционно, не выходя из дома и получить диплом государственного образца.
В 1969 г. в Великобритании был открыт первый в мире университет дистанционного образования – Открытый Университет Великобритании. Другие известные университеты с программами дистанционного обучения за рубежом: University of South Africa,1946. Fern Universität in Hagen (Германия, 1974). Национальный технологический университет (США, 1984) (программы ДО по инженерным специальностям), Открытый университет Хаген (Германия), INTEC-колледж Кейптауна (ЮАР), Испанский национальный университет дистанционного обучения, Открытая школа бизнеса Британского открытого университета. В 1988 был реализован Советско-американский проект «Школьная электронная почта». Пионерами спутниковых технологий дистанционного обучения в 1990-х стали Международная ассоциация «Знание» и ее коллективный член Современная гуманитарная академия. В 1997 году Минобрнауки России запустило эксперимент, доказавший, что дистанционное образование имеет право на существование. Вследствие чего, за период проведения данного эксперимента, были организованы 588 учебных центров. В мире уже к 2005 году численность студентов, обучающихся по программам открытого дистанционного образования, составила – 100 миллионов человек – что превысило количество «традиционных» студентов (97 миллионов).
Сегодня практически каждый отечественный ВУЗ готов предоставить своим учащимся такую возможность. Но до «золотого века» пока далеко: дистанционное обучение (ДО) все еще не имеет прочной законодательной базы, каналы связи оставляют желать лучшего, методические и учебные пособия имеют разный формат, что затрудняет их использование: Хотя есть и положительные моменты. Например, образовательное сообщество России научилось относиться к дистанционному обучению терпимее. Таков, по мнению председателя комиссии Минобразования РФ по анализу результатов эксперимента в области дистанционного обучения, ректора МГТУ им. Н.Э. Баумана Игоря Федорова, главный итог пятилетней работы профессионалов.
На важный вопрос о том, насколько котируются такие кадры, на сайте МГИМО ответила ведущий консультант рекрутингового агентства Penny Lane Personnel Ольга Мусейчук. Она говорит, что диплом соискателя, полученный в результате дистанционного обучения, в ее практике оценивался работодателями не самым лучшим образом, уступая место дипломам классических вузов. Все-таки качественные знания требуют применения на практике, тем самым влияя на профессиональный уровень кандидата.
В 2013 году получить высшее образование дистанционно можно почти во всех столичных вузах. МГУ им. М.В. Ломоносова предлагает дистанционные программы факультетов, школ, институтов. В РГСУ ради дистанционного обучения было создано специальное подразделение – Электронный федеральный социальный университет Российского государственного социального университета (ЭФСУ). Центр компьютерного обучения «Специалист» при МГТУ им. Н.Э. Баумана совместно с Bauman Computer Training Company, Inc. (США) обучает слушателей в дистанционном режиме. Сейчас все российские ВУЗы так или иначе вовлечены в этот процесс. В России не разрешено защищать дипломные работы для получения высшего образования удаленно, вне лицензированного здания,– например, посредством видеоконференции. Данная практика разрешена только в СГА (Современная гуманитарная академия) – и пока только для заключенных. За данное нововведение академия даже получила награду ФСИН и признание Международной ассоциации по обучению в тюрьмах.
Несомненно, большой плюс, что дистанционное обучение дает возможность получить образование каждому, в том числе и людям с ограниченными возможностями по состоянию здоровья; людям, которые находятся в местах лишения свободы; дополнительное образование людям, которые хотят повысить квалификацию или получить второе высшее образование. У каждой категории граждан есть сильная мотивация к обучению, а она необходима, т.к. практически весь учебный материал студент-дистанционник осваивает самостоятельно. Это требует осознанности, развитой силы воли, ответственности и самоконтроля.
Другое дело, когда юноша или девушка, только что окончивший школу, здоровый и имеющий возможность обучаться по очной форме закрывается от внешнего мира и начинает обучаться дистанционно, то он пропускает важную ступень концептуальной социализации личности, которая предполагает:
– выработку устойчивых свойств личности;
– активное профессиональное обучение;
– жизненное самоопределение в вопросах: Каким хочу быть? Кем хочу быть? (Нахождение своего «Я»);
– становление мировоззрения;
– развитие временной перспективы – планы на будущее.
Процесс социализации предполагает усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей и активное воспроизведение этих связей. То есть человек не только адаптируется к условиям социума, элементам культуры, нормам, которые формируются на различных уровнях жизнедеятельности общества, но и превращает их в собственные ценности, ориентации, установки. Человек присоединяется к той или иной группе зачастую именно ради того, чтобы стать ее частью, понять чувства «Мы» и чувства «Я» среди «Мы», что избавляет от одиночества, дает ощущение силы и уверенности, побуждает к влиянию на социальную жизнь в группе в процессе межличностных контактов, способствует приобретению индивидуального опыта.
При дистанционном обучении личный контакт учащихся друг с другом и с преподавателями минимален, а то и вовсе отсутствует. Такая форма обучения не подходит для развития коммуникабельности, уверенности, навыков работы в команде. Кроме того, обучение по специальностям, предполагающее большое количество практических занятий, дистанционно затруднено. Даже самые современные тренажеры не заменят будущим медикам или учителям «живой» практики. Известный американский психолог Э. Эриксон показал тесную взаимосвязь развития личности и характера социальной среды. Им было введено понятие «групповая идентичность». Ребенок с момента рождения ориентирован на включение в определенную социальную группу и начинает воспринимать окружающую действительность так, как ее воспринимает социальная группа. Стадия молодости характеризуется поиском спутника жизни, укреплением сотрудничества с социальным окружением, связи со своей социальной группой, создание семьи. Происходит смешение своей идентичности с идентичностью социального окружения без страха потерять свое «Я». Интересные идеи по проблеме социализации личности высказывает и Д.Б. Эльконин, подчеркивая, что ребенок на всем протяжении своего развития – существо социальное, то есть член общества и связан с обществом самыми тесными узами. Вне этих связей он существовать не может. Наш соотечественник И.С. Кон, определяет данный процесс как «усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность». По мнению ученого, «социализация» есть не что иное, как усвоение индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Обучаясь дистанционно, человек «проходит мимо» этой важной ступени своего развития. Велика вероятность того, что человек навсегда зависнет в своем виртуальном мире и не найдет своего собственного «Я». Мы получаем новое поколение людей, которые абсолютно некоммуникабельны, затрудняются доказывать и аргументировать свои взгляды (как мы помним «в споре рождается истина»), не уверены в себе, доходит до того, что люди не могут оказать друг другу помощь, смеются над промахами других и т.п.
Дистанционное образование берет начало в Великобритании, Германии, США. Мы должны учитывать, что Западный и Восточный менталитет сильно различаются. В каждой европейской семье, когда ребенку исполняется 18 лет, родители отправляют его в «свободное плевание». В российских семьях заведено так, что ребенок живет с родителями пока «не встанет на ноги». Родители его полностью материально обеспечивают, а потом еще и внуков. Соответственно, за образование тоже платят родители. Мне часто в университете приходится слышать от сверстников, мол, за обучение заплачено, значит худо, бедно до диплома дотяну, а какие оценки я получу не важно. Непроизвольно возникают мысли о том, что образование становится услугой, которую можно просто приобрести.
В 2012 году на Паралимпиаде в Лондоне 21-летняя пловчиха Оксана Савченко добилась пяти золотых медалей, Олеся Владыкина стала чемпионкой в заплыве на 100 метров брассом, сборная России по футболу заняла 1 место и еще немало других наград завоевала наша страна на этих соревнованиях. Это еще раз доказательство тому, что люди тянуться быть в обществе, быть реализованными, добиваться высоких результатов т.е. быть активным участником социальной жизни.
Конечно, полностью отказаться от дистанционного образования нельзя. Оно дешевле очного и заочного форм образования, у студентов есть возможность читать материал в удобное время, в любом месте, где есть доступ к интернету, перечитывать несколько раз, студент сам выбирает темп обучения. Все эти факторы делают доступным высшее образование людям с ограниченными возможностями по состоянию здоровья, людям, которые хотят повысить квалификацию или получить второе высшее образование.
Но для здоровых молодых людей, которые только окончили школу, дистанционное образование кажется очень доступным, легким, дешевым способом получения высшего образования, но на самом деле человек может зависнуть в своем маленьком виртуальном мире навсегда и оказаться в полном одиночестве.
В России существует Федеральный закон от 28.02.2012 № 11-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий», который принят ГД ФС РФ 14.02.2012. В нем написано, что дистанционное образование может быть как очным так и заочным. В Казахстане, например, кроме утвержденных законом известных форм получения знаний (очной, очно-заочной, заочной), утвердили для своей страны еще одну – дистанционную. Прописали для нее соответствующие нормативы: и по площадям, и по преподавателям, и по процедуре получения диплома.
На наш взгляд, дистанционное образование не должно стоять на одной ступени с очной формой обучения. Скорее всего, дистанционное образование должно быть рекомендовано людям, у которых нет возможности обучаться «традиционно» и не должно выступать в роли основного.
В настоящее время вопросы о том, какой уровень профессиональности будет у специалистов с дипломом ДО, какими личностными качествами будут обладать данные выпускники, найдут ли они свое место в обществе (т.е. смогут ли они успешно адаптироваться в нем), как будет осуществляться карьерный рост таких специалистов, остаются открытыми.