Исследования, посвященные проблемам пола, становятся все более распространенными, хотя в начале XX века они были не многочисленными и посвящались обычно психологическим проблемам, которые нередко касались сексуальной сферы жизни [2].
Актуальность исследования обусловлена большим интересом к теме формирования психологического пола личности в подростковом возрасте в современной науке.
На наш взгляд, в отличие от половозрастного анализа, отталкивающегося от биологической разницы между людьми, гендерный анализ позволяет, не ограничиваясь традиционными представлениями о гормональных отличиях и разном физиологическом предназначении, увидеть истоки различий между юношами и девушками в специфике их социализации и принятии на себя определенных гендерных ролей.
Гендерная идентичность – переживание себя как человека определённого пола. В отличие от гендерной роли, отражающей внешние признаки моделей поведения и отношений, позволяющих другим людям судить о степени принадлежности кого-либо к мужскому или женскому полу. Психологический пол характеризует внутреннее, глубоко личное переживание себя как человека определённого пола.
По мнению Л.С. Выготского, формирование самосознания – осознание себя как личности, составляет главный итог переходного возраста.
В этом возрасте начинается осознание своей особенности и неповторимости, в сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок (преимущественно родительских) на внутренние. Таким образом, постепенно формируется своя Я-концепция, которая способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека [1]. Существенным компонентом является сексуальная, или половая, идентичность, отражающая представления человека о своих сексуальных предпочтениях (гетеро-, гомо- или бисексуальных). Биологический пол и психологический пол у одного и того же человека не всегда совпадают [7].
Роль полового воспитания повышается в подростковом возрасте, центральным моментом которого является половое созревание. Половое воспитание в этот период решает задачи общего развития личности и подготовки к жизни в собственной семье, предусматривает половое просвещение [3].
При этом юноши и девушки обладают неодинаковыми степенями маскулинности и фемининности. Они могут быть более или менее маскулинными, феминными или андрогинными.
Проведенный анализ литературных источников показал, что в научной литературе неполно рассмотрены исследования такого феномена, как формирование психологического пола личности у подростков, воспитывающихся вне семьи, что и стало целью нашего исследования.
В качестве испытуемых принимали участие воспитанники оздоровительных учреждений: Подлужненская санаторная школа – интернат, санаторный детский дом 12 ГКООУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и учащиеся МБОУ № 19 с. Верхнерусского, воспитывающиеся в полноценных родительских семьях.
Общее количество выборки составило 80 учащихся в возрасте от 13 до 16 лет.
В рамках данного исследования использовались следующие методики: опросник С. Бэм по изучению маскулинности – феминности (в таблице: м – маскулинность, а – андрогинность, ф – феминность), диагностика уровня эмпатических способностей Бойко В.В., Графический тест «Дерево» – исследование самооценки, Тест – опросник cамоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев).
Статистическая достоверность полученных данных была установлена с помощью U-критерия Манна–Уитни.
Испытуемые, принявшие участие в нашем исследовании, были разделены на группы не только по биологическому полу (мужской и женский), но и внутри группы поделены на психологический пол личности: маскулинный, андрогинный и феминный.
Отметим, что у юношей, воспитывающихся в семье, маскулинный психологический пол ярко выражен (IS < –2,5).
Таблица 1
Особенности формирования психологического пола личности подростков, воспитывающихся в семье
и вне семьи (парни)
Проанализировав и сопоставив все полученные данные, мы получили следующие результаты. У юношей маскулинного психологического пола личности, воспитывающихся вне семьи, особенности формирования пола менее выражены. Такими особенностями являются: проникающая способность к эмпатии – способность создавать атмосферу открытости, доверительности, задушевности. У подростков отмечается стремление своим поведением и отношением к партнеру, что способствует информационно-энергетическому обмену. Самоуважение – аспект самоотношения, который эмоционально и содержательно объединяет веру в свои силы, способности, самостоятельности, оценку своих возможностей. Ожидаемое отношение от других, а так же самоинтерес – отражает меру близости к самому себе, в частности интерес к собственным мыслям и чувствам, готовность общаться с собой «на равных», уверенность в своей интересности для других. Данные особенности статистически значимы. У юношей андрогинного пола, воспитывающихся в семье, показатели выше, чем у подростков, воспитывающихся вне семье – аутосимпатия – в содержательном плане шкала объединяет одобрение себя в целом и в существенных частностях, доверие к себе и позитивную самооценку. Среди парней, принявших участие в исследовании, феминного психологического пола не было выявлено статистически значимых различий.
Интересным, на наш взгляд, представляется тот факт, что у девушек, воспитывающихся в семье, маскулинный и фиминный психологический пол более выражен, в то время как у воспитанниц оздоровительных учреждений более выражен андрогинный психологический пол личности.
Таблица 2
Особенности формирования психологического пола личности подростков, воспитывающихся в семье
и вне семьи (девушки)
У девушек, воспитывающихся вне семьи, маскулинного и андрогинного пола личности менее выражены показатели по следующим особенностям: идентификация в эмпатии (неумение понять другого на основе сопереживания и постановки себя на место партнера); самоуважение (проявление в недостаточной вере в свои силы, способности и самостоятельной оценке своих возможностей). Девушки андрогинного и феминного пола личности отличаются от других ожиданием положительного отношения от других.
Рассмотрение результатов, полученных в ходе исследования данного вопроса, позволило разработать программу развития личностных особенностей, подростков, воспитывающихся вне семьи, с разным психологическим полом личности, для более успешного осуществления социальной адаптации, необходимо повысить уровень самоуважения, самооценки и эмпатического принятия другого человека.