В средствах массовой информации периодически появляются сведения о нарушении законности персоналом правоохранительных учреждений, что становится объектом пристального внимания юридических психологов. Среди причин противоправных действий сотрудников отмечают: несоответствие личностных качеств требованиям профессиональной деятельности; слабый профессионализм; эмоциональную несдержанность в ситуациях провокации (оскорбление чести, достоинства и т.п.); влияние менталитета, выработанного в тоталитарном государстве; слабую материальную обеспеченность сотрудников. В качестве психологической основы обозначенных действий, выступает феномен профессиональной деформации персонала.
Профессиональные деформации персонала правоохранительных учреждений, могут иметь различные психические и поведенческие проявления: от использования жаргонных слов до рукоприкладства в отношении подчиненных и правонарушителей. Обусловливаясь, в ряде случаев, изначально низким уровнем профессионализма и несформированностью морально-правовой сферы у молодых сотрудников, они могут быть предупреждены в результате повышения эффективности профессионального отбора. Однако, как свидетельствует практика, профессиональные деформации могут формироваться с течением времени и обусловливаться непосредственно негативными факторами рабочего места. Так, высокая напряженность и стрессогенность реализуемых сотрудником функций могут вылиться в возникновении у него различных негативных психических состояний – раздраженности, агрессивности или хронической усталости, эмоционального выгорания и т.д., существенно искажающих эффективность его деятельности и разрушающих здоровье (психическое и физическое). Проблема профилактики и преодоления профессиональных деформаций является достаточно актуальной как, в целом, для психологии труда, так и для юридической психологии в связи с профессиональными деформациями сотрудников внутренних органов. Мероприятия психологической подготовки включают в себя разработку программы и текущего плана такой подготовки на основе выявления типичных стрессовых условий деятельности и анализа поведения в них сотрудников; моделирование напряженных ситуаций и их введение в систему регулярной служебной подготовки; отработку действий в смоделированных ситуациях с постепенным наращиванием силы стрессоров; тщательный анализ ошибок и недостатков в процессе реального выполнения служебных задач в сложных условиях; анализ типичных ошибок, создающих напряженность и трудности во взаимодействии коллег. Профилактика стрессовых ситуаций включает четкую организацию служебного времени, правильное чередование труда и отдыха, обеспечение равной загруженности каждого сотрудника, постоянное поддержание служебной готовности, тщательную разработку и планирование выполнения служебных заданий, обоснование управленческих решений, базирующихся на исчерпывающей информации об объекте воздействия и пр. В целях психологической подготовки исполнителей важно определить задачи их деятельности в напряженных условиях, провести практический инструктаж, а также активизировать мотивацию и создать у них оптимальные психические состояния. Необходимы также передача замысла руководителя исполнителям, организация взаимодействия, взаимопомощи, взаимозаменяемости. Четкое знание каждым сотрудником своих функциональных обязанностей и места в структуре деятельности учреждения, позволяет успешно преодолеть отрицательные стороны эффекта «сужения сознания», когда эмоции преобладают над рациональными (мыслительными) компонентами психики.
В напряженных ситуациях повышается роль внушения и подражания. Вот почему, как отмечает Александровский Ю.А. (1991) здесь большое значение имеет пример руководителя и опытных сотрудников. Эффективны инструктажи, проводимые должностными лицами, обладающими опытом преодоления напряженных состояний. Наряду с обозначенными нами группами организационных и педагогических мероприятий, направленных на борьбу с профессиональными деформациями, учитывая связь последних с личностными особенностями сотрудников, представляется целесообразным использование приемов и методов практической психологии, а именно: тренинговых упражнений, направленных на развитие личностных качеств, препятствующих проявлениям профессиональных деформаций. Таким образом, профессиональные деформации представляют собой комплексную опасность для эффективности деятельности сотрудников внутренних органов. В частности, проявляется низкое качество выполнения служебных обязанностей, пониженная преданность делу и повышенная текучесть кадров. Среди индивидуальных последствий профессиональных деформаций отмечаются ухудшение качества семейной жизни, проблемы со здоровьем и плохие отношения с коллегами. Преодоление негативных эффектов профессиональных деформаций, наряду с организационно-педагогическими мероприятиями, требует оказания сотрудникам внутренних дел, комплексной психологической помощи.