Ценности и ценностные ориентации являются своеобразным социальным регулятором поведения, играют важную роль в формировании морального сознания, определяя ее направленность, содержание и формы выражения. Моральный выбор требует от человека актуализации его глубинных ценностно-смысловых образований, т.е. принятие решений зависит от его моральных и нравственных идеалов
[1; с. 48]. Проблема соотнесения ценностных ориентаций и поведения является достаточно сложной в современной психологии. Проявление ценностных ориентаций личности в поведении и в ситуации выбора рассматривалась в работах М. Рокича, Ш. Шварца, Л. Колберга, К. Гиллиган и др.
Многие исследователи отмечают, что в России в результате кардинальных социально-экономических изменений сложилась ситуация ценностно-нормативного полиморфизма, в которой происходит размывание традиционных нравственных ориентиров
[2; с. 35]; [3; с. 35]; [5; 38]. Особенно этот процесс ярко происходит в так называемых традиционных обществах, примером которого является наша республика. Известно, что образ жизни и поведения в рамках традиционной культуры расходится с современным социально одобряемым поведенческим стандартам. В условиях свободы ценностно-нормативного выбора могу наблюдаться разнообразные формы поведения, в том числе девиантные, связанные с нарушением социальных и нравственных норм.
Целью работы является определение взаимосвязи между ценностными предпочтениями и моральным выбором у студентов. Объектом исследования выступили студенты института психологии и юридического факультета СВФУ, всего 60 человек. Выбор студентов юридического факультета обусловлен тем, что в связи со своей специализацией у них будут наблюдаться различия в решении моральных дилемм, т.е. они будут ориентироваться на правовые нормы. В работе проверялась предположение о том, что ценностные предпочтения влияют на специфику решения моральных дилемм.
В работе использовалась методика А.А. Хвостова «Моральное сознание» [4; с. 75] и модифицированная В.Н. Куницыной «ЦО-36», методика С. Шварца «Ценностные ориентации» [5; c. 45]. По результатам исследования выявлено, что преобладающими ценностями у студентов психологов являются: «защита семьи», «настоящая дружба», «здоровье», «понимание и доверие в семье», и «достижение успеха». У студентов юристов наиболее значимыми ценностями являются такие же ценности как у психологов, но меняется их порядок в зависимости от степени важности: «защита семьи», «достижение успеха», «понимание и доверие в семье», «настоящая дружба» и «здоровье». Значимые различия при выборе значимости ценностей между студентами психологами и юристами выявлены в ценностях: «достижение успеха» (Uэ=0,329, при р≤0,05); «настоящая дружба (Uэ=0,338, при р≤0,05). Стоит отметить немаловажное различие, заключающееся в том, что для студентов юристов такая индивидуальная ценность, как «достижение успеха» обладает наибольшей значимостью, чем для студентов психологов. Все ценности, кроме достижения успеха, относятся к группе семейных ценностей (по типологии В.Н. Куницыной).
При рассмотрении различий в ценностных предпочтениях по гендерному признаку, обнаружены следующие результаты: как девушки, так и юноши однозначно выделяют главной ценностью – «защита семьи»; девушки оценивают «достижение успеха» намного выше, чем юноши, которые в свою очередь, отдают предпочтение «настоящей дружбе»; ценность «здоровье» для обеих групп имеет второстепенное значение; в системе ценностей девушки также подчеркивают роль семьи, выбирая «понимание и доверие в семье», в отличие от юношей, для которых более высокое место занимает «интеллект».
При обработке результатов В.Н. Куницыной выделены 3 группы ценностей: семейные, индивидуальные и общечеловеческие [5; c.45]. Значимые различия выявлены в группе «общечеловеческие и нравственные ценности», преобладание таких ценностей больше в группе студентов юристов (ϕЭ=1,950, при р≤0,05), чем у психологов.
Далее студентам предлагались моральные дилеммы, те коллизии, с которыми каждый человек может столкнуться повсеместно, либо иметь о них некоторые представления и выразить свое согласие/не согласие, с моральными принципами. По результатам исследования ценностей были выделены две группы испытуемых: группа студентов с превалирующими индивидуальными ценностями и группа студентов, для которых наиболее значимыми являются общечеловеческие и нравственные ценности. В выделенных группах обнаружены значимые различия по отношению к моральным принципам (ϕЭ =3,351, при р ≤ 0,01) и при решении моральных дилемм (ϕЭ =3,999, при р ≤ 0,01).
При помощи факторного анализа нами была предпринята попытка выделить преобладающие типы морального сознания среди студентов. Было выделено пять факторов, в которых выделяются переменные с наибольшими факторными нагрузками и объединяются в следующие факторы: 1) «аморальный тип», для такого человека, главное – результат, и неважно какими способами он его достигнет, он может спорить на деньги, будучи заранее уверенным в своем выигрыше; проводить опасные медицинские эксперименты на людях с их согласия. Выявлена прямая взаимосвязь с преобладанием таких ценностей как: интеллект, независимость и широта взглядов. 2) «Корыстный тип», такой человек направлен на достижение только своего блага, может переложить при случае вину на человека, которого трудно поймать «за руку» и т.д. Обратная связь выявлена с ценностями: интересная жизнь и честолюбие. 3) «Гедонистический тип», соответственно, руководствуется принципом удовольствия, живет и делает все, исключительно для наслаждения. Для «гедониста» такие ценности как: полезность, социальная справедливость и выбор собственных целей, являются не значимыми. 4) «Дарвинистический тип», придерживается точки зрения, что «выживает сильнейший», следовательно, каждый сам за себя, для такого типа людей. Выявлена обратная связь ценностями: уважение старших, понимание и доверие в семье, вежливость. 5) «Сердобольный тип», предпочитает «из двух зол выбрать меньшее», может пойти на компромисс с бандитом (даже отпустить), если это спасет жизнь невиновных; разгласить служебную информацию, если фирма наносит вред экологии. У выделенного типа значимым является преобладание ценности «терпимость».
Таким образом, у современных студентов и юристов и психологов практически одинаковый набор значимых и не значимых ценностей. Существуют скорее гендерные различия: девушки оценивают «достижение успеха» намного выше, чем юноши, которые в свою очередь, отдают предпочтение «настоящей дружбе»; а в системе ценностей девушки подчеркивают роль семьи, выбирая «понимание и доверие в семье», в отличие от юношей, для которых более значимым является «интеллект». Обнаружена влияние ценностных предпочтений на выбор морального принципа и на недопустимость или обязательность того или моральный выбора в ситуации решения дилеммы. Факторный анализ показал, что среди современных студентов можно выделить пять типов морального сознания. Таким образом, выдвинутая в исследовании гипотеза подтвердилась, ценностные предпочтения выступают критерием принятия жизненно важных решений в ситуациях морального выбора.