Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

1 1
1

Проблема адаптации студентов-первокурсников к условиям высшей школы представляет собой одну из важных общетеоретических проблем и до настоящего времени является традиционным предметом дискуссий [1]. Одним из видов психологической помощи в период адаптации студентов является психологическое консультирование. Проблемное поле психологического консультирования студентов отражают запросы. В связи с чем, целью исследования является изучение тематик запросов в консультировании студентов-первокурсников ТИ (ф) СВФУ им. М.К. Аммосова в период адаптации, а также выявление круга проблем в консультировании студентов.

Психологическое консультирование позволит: сформировать у студентов мотивацию к познанию и творчеству в учебно-профессиональной деятельности; преодолеть межличностные конфликты в семье и в студенческих группах; сформировать активные стратегии адаптации в вузе и в трудной жизненной ситуации; обеспечить профессиональную и личностную самореализацию; развить способность к сопереживанию другим людям [2].

Анализ отчетной документации педагога-психолога УНЛ ПиП кафедры ПиМНО ТИ (ф) СВФУ за период с 2009-2011 г. показал следующее распределение тематик запросов консультирования студентов-первокурсников: 1) учебно-профессиональная деятельность (мотивация к обучению, особенности адаптации к процессу обучения) – 23 %; 2) социальные вопросы (взаимоотношения с родителями, брачно-семейные отношения) – 15 %; 3) личностные проблемы – 57 %.

Опрос студентов-первокурсников (30 респондента, 65 %) позволил выявить следующий круг проблем: 1) низкая информированность студентов-первокурсников о наличии кабинета психологического консультирования в ТИ (ф) СВФУ; 2) студенты, проживающие в общежитии, желающие получить психологическую помощь, не имеют такой возможности, в связи с отсутствием кабинета, соответствующего требованиям, предъявляемыми к кабинету психологического консультирования; 3) опрошенные студенты-первокурсники, предпочитают индивидуальную помощь групповой, что в свою очередь не может быть реализовано одним психологом; 4) языковой барьер (65 % студентов народов Саха).

Предложения по решению проблем: 1) информирование студентов посредством объявлений; 2) специально оборудованный кабинет психолога для работы со студентами; 3) введение в штат нескольких психологов, один из которых будет являться носителем культуры и языка.

Таким образом, не секрет, что успешное начало обучения может помочь студенту в его дальнейшей учебе, от успешности адаптации студента к образовательной среде вуза во многом зависят дальнейшая профессиональная карьера и личностное развитие будущего специалиста.