Процесс становления и развития личности – это процесс включения человека в социальную среду, сопровождающийся преобразованием окружающего мира и самого себя в соответствии с мировоззрением. В спорте, как и в любой другой деятельности человека, этот процесс имеет важнейшее значение, но при этом отличается некоторыми особенностями.
Исследованиями З.И. Рябикиной показаны следующие причины привлекательности спорта для людей современной цивилизации:
1. Много поездок (расширение границ индивидуального освоения пространства);
2. Индивидуализированный график достижений (создает ощущение управления временем);
3. Спортивные достижения создают базу для повышения статуса индивида в пространстве межличностных отношений (управление общением);
4. Поддержка тела в хорошей физической форме (управление телесным Я-образом);
5. Формирование спортивного волевого характера (управление собой) [1, с. 148]
Как мы видим, указанные моменты отражают три базовых потребности личности: потребность в самоактуализации; во внутренней согласованности; потребность обретения и поддержания идентичности (как во внешнем мире, так и во внутреннем пространстве личности). Эти потребности могут существовать только в особой субъективной реальности, включающей в себя комплекс понятий: самосознание, «Я», представление о себе, Я-концепция и т.д.
Факторы формирования Я-концепции всегда имели внешнюю социальную природу. В спорте, как виде деятельности, имеющей существенные отличия от других видов деятельности (зрелищность, соревновательная природа, стрессогенность и мотивация к достижению победы), социально значимые факторы оказывают специфическое влияние на формирование Я-концепции и личности спортсмена:
1. Важнейшее специфическое отличие спорта – высочайшая мотивация, побуждающая подвергать себя многолетним ежедневным физическим и психическим нагрузкам с целью дальнейшего достижения победы. Причиной этой мотивации является удовлетворение основных потребностей личности: реализация своих способностей, самоутверждение, познание мира, а также обеспечение жизненных перспектив (личностных, материальных, образовательных). Это происходит в процессе естественной конкуренции в профессиональной деятельности, сопоставления своих результатов с достижениями других спортсменов, познания собственных возможностей.
2. Принцип конкурентной борьбы, обеспечивающий признание социального превосходства сильнейшего, обеспечение ему особых социальных привилегий определяет рождение феномена спортивного состязания. Это, в свою очередь, обуславливает многовековое совершенствование возможностей человеческого организма, постоянное повышение сложности, координированности и точности движений, быстроты двигательных актов, необходимых для победы.
3. Поскольку спорт является значимой для индивида деятельностью с неопределенным исходом, его отличительная черта – обилие стрессовых ситуаций. Как следствие этого, спортсмену необходимо постоянно преодолевать трудности объективного и субъективного характера. В этом заключается требование к высокому уровню развития волевых качеств спортсменов.
4. Зрелищность выступает в качестве особой характеристики спорта, привлекающей на стадионы и к телеэкранам многомиллионную аудиторию болельщиков, активно выражающих свое отношение к спортсменам и командам, что несет большой потенциал эмоциональной разрядки.
Все это формирует определенный эгоцентрически ориентированный (не путать с эгоизмом!) тип личности. Высшая ступенька пьедестала почета – заветная мечта любого спортсмена. Вместе с тем, это символ выделения своего «Я» и всего лишь один из символов спорта.
Опыт показывает, что образ жизни спортсменов, их внутренний мир отличается от образа жизни и внутреннего мира не-спортсменов так, что традиционные стандартизированные оценки личности и деятельности часто оказываются неприемлемыми по отношению к спортсменам. Оценка эффективности (результативность) является на протяжение всей спортивной карьеры основным условием позитивной самоидентичности. В связи с этим большой проблемой является окончание спортивной карьеры в связи со снижением физической формы, поскольку утрата профессиональной и личностной идентичности человека, отдавшего жизнь спорту, происходит очень быстро и достаточно психологически травматично: снижение результативности (эффективности) приводит к снижению самоэффективности, уверенности в своих силах, разрушению позитивной Я-концепции.
Представление человека о себе, рефлексия своего взаимодействия с социальным окружением, его отношение к факту социального влияния и степень активности в построении своего «Я», – все это характеризует феномен самосознания человека. Конкретными проявлениями самосознания выступают Я-концепция, оперативные образы «Я», измерение Я-концепции, самооценка (В.А.Лабунская. 2007). Я-концепция – устойчивая осознанная индивидуальная система представлений человека о себе.
Учитывая особенности спортивной деятельности, можно предположить, что Я-концепция спортсмена-танцора отличается определенной спецификой. Проведенные нами диагностические исследования танцоров в возрасте от 9 до 24 лет (97 испытуемых) не выявили статистически достоверных различий по опроснику Самоотношения (В.В. Столин, В.Р. Пантилеев,1988) между данными спортсменов-танцоров и другими категориями спортсменов (пловцы, гимнасты, единоборцы, футболисты, – 90 испытуемых).
Вместе с тем, получен целый ряд интересных корреляционных взаимосвязей между показателями по тесту ОСО и по тестам ССП-98 (В.И. Моросанова, Е.М. Коноз, 1998), ОСТ (В.М. Русалов, 1988). Так, опытные танцоры (стаж выступлений от 5 лет) обнаруживают высокий уровень проявления такого параметра как «ожидание положительного отношения со стороны других».
Показатели испытуемых по шкале «Эргичность», которые можно трактовать как общее стремление «выкладываться» на тренировке, коррелируют с высокими показателями по шкале «Пластичность» (ССП), которые, в свою очередь, можно раскрыть с позиций умения танцоров воплотить художественно-выразительный рисунок танца.
Кроме того, выявлены корреляционные связи между показателями по шкале «Темп» и «Оценка результатов деятельности». Другими словами, показатели темпа освоения предметной деятельности, которые можно рассматривать, как индикатор интенсивности участия спортсменов в тренировочном процессе, связаны с хорошо сформированным умением отслеживать результаты своей деятельности (самомониторинг). Имеется также связь между интенсивностью тренировок и высоким уровнем самоинтереса. Это вполне объяснимо: стремление интенсивно тренироваться повышает интерес спортсменов к освоению максимума своих возможностей.
Шкала «Социальная эргичность» опросника ОСТ отражает скорость включения в социальные процессы, и, с нашей точки зрения, имеет отношение к уровню взаимодействия партнеров танцевальной пары. Выявлены высокие корреляционные связи между показателями испытуемых по этой шкале с показателями по шкале «Гибкость» (ССП-98), которые раскрывают сформированность у танцоров способности к быстрому изменению поведения в зависимости от ситуации или требований партнера. Кроме того, социальная эргичность коррелирует с показателями по шкале «Самоконтроль» опросника ОСО. Иначе говоря, более эффективное взаимодействие в паре (сработанность) связано с высоким уровнем развития способности контролировать собственную деятельность.
Любопытным моментом является то, что высокие показатели глобального самоотношения танцоров, которые можно рассматривать как фактор, определяющий высокий уровень мотивации достижения успеха, коррелирует с показателями «пластичности», в данном контексте связанных с умением воплощать художественно-выразительный образ и импровизировать в танце. Вместе с тем, чем выше пластичность, тем более низкими оказываются показатели танцоров по шкале «социальная эмоциональность». Другими словами, чем лучше спортсмены способны к художественно-образной импровизации, тем менее чувствительными они оказываются к оценке со стороны окружающих.
Наличие корреляций между показателями пластичности и общего уровня саморегуляции деятельности свидетельствует о наличии связей между образностью и выразительностью танцевального рисунка с умением партнеров принимать на себя ответственность за конечный результат выступления. Это, в свою очередь, определяет высокую уверенность танцора в себе (положительные корреляции), высокое саморуководство и самопонимание (ОСО).
Вместе с тем, была выделена интересная особенность спортсменов, выраженная в зависимости самосознания от интенсивности тренировочной деятельности. А именно, – чем выше режим психомоторной активности и тренировочной деятельности, тем выше самоуважение и самоуверенность (положительные корреляции). Чем темп тренировочной активности у спортсмена выше, тем ярче ощущается им повышение спортивного мастерства. Также определились высокие положительные корреляции между темпом и ожиданием положительного отношения других, а также ожиданием признания другими, что свидетельствует о следующем: чем усерднее спортсмен тренируется, тем большего признания он ожидает и получает со стороны других. Так выражается когнитивная составляющая самосознания.
Таким образом, прослеживаются специфические особенности структуры «Я-концепции» в условиях значимой тренировочной и соревновательной деятельности. Фактором, определяющим специфику формирования «Я-концепции» выступает процесс наработки спортивного мастерства в ходе интенсивной тренировочной деятельности.
Художественная выразительность и способность ее воплощения в танце является неотъемлемой частью спортивного результата танцора. Высокая способность к воплощению художественного образа определяет формирование у танцоров таких компонентов самоотношения как: самоуверенность, самоуважение, самопонимание и высокий уровень самооценки (аффективная составляющая самосознания).
Степень сработанность в паре, умение разделять ответственность за результат определяют характер коммуникативной составляющей самосознания спортсмена. Все эти факторы, безусловно, определяют позитивную самоидентичность и положительную «Я-концепцию» спортсмена-танцора.