Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

1 1
1

Задержка психического развития (ЗПР) является одной из наиболее распространенных форм психической патологи детского возраста. ЗПР – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, восприятие, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. ЗПР, как психолого-педагогический диагноз ставится только в дошкольном и младшем школьном возрасте, если к окончанию этого периода остаются признаки недоразвития психических функций.

Чаще она выявляется в начале обучения ребенка в подготовительной группе детского сада ил и в школе, особенно в возрасте 7-10 лет, так как в этом возрастном периоде родители в большинстве случаев обращаются к специалистам перед определением ребенка в школу.

Изучение детей с задержкой психического развития началось, в 60-х годах вНИИ дефектологии под руководством Т.А.Власовой и М.С.Певзнер. Однако в настоящее время специальная психология и педагогика уже располагает рядом исследований, раскрывающих особенности памяти, личности, речи, мышления, игровой деятельности детей с задержкой психического развития. Накоплен определенный опыт по организации коррективно-развивающей помощи дошкольникам и младшим школьникам, испытывающим трудности в усвоении образовательной программы.

В отечественной коррекционной педагогике понятие «задержка психического развития» является психолого-педагогическим и характеризует, прежде всего, отставание в развитии психической деятельности ребёнка. Проблема задержки психического развития и трудностей обучения этих детей выступает как одна из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем.

В медицине ЗПР относят к группе пограничных форм интелектуальной недостаточности. С точки зрения клиницистов это состояние характеризуется, прежде всего, замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями позновательной деятельности.

ЗПР проявляется в несоответствии интеллектуальных возможностей ребенка его возрасту. Эти дети не готовы к началу школьного обучения по своим знаниям и навыкам (в том числе и навыкам интеллектуальной деятельности), личностной незрелости, поведению. Они испытывают значительные трудности в обучении, им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения. Учебные трудности усугубляются ослабленным состоянием их нервной системы- часто у них наблюдается нервное истощение, следствием чего является быстрая утомляемость, низкая работоспособность, отказ от выполнения уже начатой деятельности; часто возникают головные боли. Все это в совокупности ведет к повышенной отвлекаемости, быстрой утомляемости, пониженной работоспособности.

Дети с задержкой психического развития поздно осваивают основные психомоторные навыки, наблюдаются у невролога в связи с мышечным гипертонусом, повышенной возбудимостью и головными болями (часто это бывает связано с повышенным внутричерепным давлением), и у логопеда – в связи с задержкой речи и нарушениями звукопроизношения. Часто дети с ЗПР с трудом адаптируются в группе сверстников, выделяются своим поведением в детском саду. В других случаях задержка психического развития незаметна и обнаруживается только в начальных классах школы.

Особенности внимания детей с ЗПР проявляются его неустойчивости, повышенной отвлекаемости, неустойчивой концентрации на объекте. Наличие посторонних раздражителей вызывает значительное замедление выполняемой этими учащимися деятельности и увеличивает количество ошибок.

Причины возникновения ЗПР можно разделить на две большие группы:

– причины биологического характера;

– причины социально-психологического характера.

К причинам биологического характера относят:
1)различные варианты патологии беременности (тяжелые интоксикации, резус-конфликт и т.д.); 2) недоношенность ребенка; 3) родовые травмы; 4) различные соматические заболевания (тяжелые формы гриппа, рахит, хронические болезни – пороки внутренних органов, туберкулез, синдром нарушенного желудочно-кишечного всасывания и т.д.); 5) нетяжелые мозговые травмы.

Среди причин социально-психологического характера выделяют следующие:

1) ранний отрыв ребенка от матери и воспитание в полной изоляции в условиях социальной депривации; 2) дефицит полноценной, соответствующей возрасту деятельности: предметной, игровой, общение со взрослыми и т.д. 3) искаженные условия воспитания ребенка в семье (гипоопека, гиперопека) или же авторитарный тип воспитания. В основе ЗПР лежит взаимодействие биологических и социальных причин. При систематике ЗПР Власова Т.А. и Певзнер М.С. выделяют две основные формы:

1. Инфантилизм – нарушение темпа созревания наиболее поздно формирующихся мозговых систем. Инфантилизм может быть гармонический (связан с нарушением функционального характера, незрелостью лобных структур) и дисгармонический (обусловлен явлениями органики головного мозга);

2. Астения – резкая ослабленность соматического и неврологического характера, обусловленная функциональными и динамическими нарушениями центральной нервной системы. Астения может быть соматическая и церебрально – астеническая (повышенная истощаемость нервной системы).

Эти дети не всегда узнают и часто смешивают сходные по начертанию буквы и их отдельные элементы, часто ошибочно воспринимают сочетание букв и т.д.

Изучение процессов памяти показало недостаточную продуктивность произвольной памяти, малый объем памяти, недостаточность и трудность воспроизведения. Недостаточная сформированность познавательных процессов зачастую является главной причиной трудностей, возникающих у детей с ЗПР при обучении в дошколный учреждении и школы. Как показывают многочисленные клинические и психолого-педагогические исследования, существенное место в структуре дефекта умственной деятельности при данной аномалии развития принадлежит нарушениям памяти. Наблюдения педагогов и родителей за детьми с ЗПР, а также специальные психологические исследования указывают на недостатки в развитии их непроизвольной памяти. Многое из того, что нормально развивающиеся дети запоминают легко, как бы само собой, вызывает значительные усилия у их отстающих сверстников и требует специально организованной работы с ними. Одной из основных причин недостаточной продуктивности непроизвольной памяти у детей с ЗПР является снижение их познавательной активности.

Большинство детей страдают дефектами звукопроизношения, наблюдается бедный словарный запас. При использовании даже имеющихся в словаре слов они часто допускают ошибки, связанные с неточным, а иногда и неправильным пониманием смысла слов. Дети с ЗПР слабо владеют грамматическими обобщениями, в их речи часто встерчаются неправильные грамматические конструкции. Эти дети почти не используют в своей речи некоторых грамматических категорий, испытывают трудности в понимании и употреблении сложных логико- грамматических конструкций.Своебразно и поведение детей с ЗПР. В школе они продолжают вести себя как дошкольники.

Недостаточное знание детей с ЗПР и непонимание их особенностей учителями массовой школы, неумение справиться с ними нередко приводят к отрицательному отношению к ним педагогов и, как следствие, одноклассников, считающих таких детей «глупыми», «бестолковыми». Всё это приводит к возникновению у детей с ЗПР отрицательного отношения к школе и учению и стимулирует их попытки личностной компенсации в других областях деятельности, что находит своё выражение в нарушениях дисциплины, вплоть до асоциального поведения. В результате подобный ребёнок не только сам ничего не получает от школы, но и оказывает отрицательное влияние на своих одноклассников.

Информацию, идущую от учителя, ученик воспринимает замедленно и так же её перерабатывает, а для более полного восприятия он нуждается в наглядно – практической опоре и в предельной развёрнутости инструкций. Словесно -логическое мышление недоразвито, поэтому ребёнок долго не может освоить свёрнутые мыслительные операции.

В большинстве случаев та индивидуальная работа, которая проводится с учеником в условиях общеобразовательной школы, не ведет к преодоление отставания в развитии, и эти дети фактически выпадают из учебного процесса. Наиболее эффективно этим детям обучаються в специальных учебных заведениях или классах. Целью таких занятий, предусмотренных типовым учебным планом для данного типа специальных учебных заведений, является индивидуальная работа по коррекции развития учащихся, ликвидации пробелов их предшествующего обучения, направленная подготовка к усвоению ими учебного материала. В условиях специально организованного обучения эти дети способны дать значительную динамику в развитии и усвоить многие знания, умения и навыки, которые нормально развивающиеся сверстники набирают самостоятельно.

Обучение и воспитание эффективны только при сотрудничестве педагогов, родителей и самого ребенка. Педагоги и родители должны быть едины в целевых установках, в требованиях, должны взаимно информировать друг друга о трудностях и особенностях ребенка, опираться на положительные качества его личности, закреплять малейший позитивный успех ребенка.

Коррекционная работа будет более эффективна, если родители будут придерживаться следующих рекомендаций:

1. Сотрудничество педагогов и родителей – основа успешного обучени воспитания. Анализ, планирование, прогноз, действия- путь комплексного преодоления имеющихся у ребенка отклонений в развитии, особенностей поведения и вызванных ими затруднений.

2. Работа с ребенком, имеющим отклонение в развитии, должна быть пронизана психотерапевтическим воздействием. Ребенок должен иметь мотивацию к занятиям, должен замечать свои успехи, радоваться им. У ребенка должно быть радостное ожидание успеха и похвалы, удовольствие от выполненной работы. Коррекционная работа подразумевает прямую и косвенную психотерапию, индивидуальное и групповое воздействие.

3. Коррекционное воспитание и обучение имеет своей целью формирование психических функций ребенка и обогащение его практического опыта наряду с преодолением имеющихся нарушений моторики, речи, сенсорных функций, поведения и др. Специальное воспитание и обучение направлено на предупреждение возможных вторичных отклонений, которые могут появиться из-за своевременно непреодоленной недостаточности по подготовке детей к обучению и к жизни в обществе.

В работе с детьми использовать короткие игровые задания, чтобы увеличить возможность увидеть результат и дать положительную мотивацию. Дети любят игры типа: «Выдели предметы» (одни кружком, другие квадратом), «Найди лишний предмет», «Обведи по цифрам»(в пределах знаний детей). В построении занятий используется принцип посильности занятий для данного возраста, постепенности усложнения материала.

В целом необходимо, чтобы: решение заданий привлекало детей, поддерживало их интерес к занятиям; задания должны быть посильны для детей, но не слишком легкими, чтобы вызвать стремление их решать, не слишком трудными, чтобы не разочаровать детей невозможностью их решить; на занятиях необходимо чередовать различные виды работ (обычно не менее 8-10 видов); необходимо включать интересные физминутки для снятия напряжения учащихся и отдыха.

Примерные тренировочные упражнения, рекомендуемые для использования на занятиях: 1) Беседа, ответы на вопросы; 2) Упражнения на развитие внимания: «Запрещенное слово», «Запрещенное движение», и др. 3) Упражнение «Точки». Игра «Что изменилось?». Зачеркни нужные буквы. Зачеркни букву О. Обведи в круг цифру «5». 4) Зачеркни нужные буквы. Зачеркни нужные квадраты. Раскрась нужные предметы. Выполни задание по образцу. «Отыскивание чисел». 5) Чем отличаются картинки? Раскрась буквы – красным, цифры – зеленым, знаки – желтым. Игра «Кто самый внимательный?». 6) «Проследи за направлением». Догадайся, к каким домикам ведут дорожки? Проверь, есть ли ошибки в игре «Домино». 7) «Запомни и назови». «Что исчезло?». «Что изменилось?».

Хотелось бы обратить ваше внимание на то, что желаемый эффект не достигается после одного-двух занятий. Чтобы появился устойчивый результат, необходимо проводить их регулярно, как минимум в течение месяца-двух.

Таким образом, что самое главное любые игровые взаимоотношения сближают, помогают установить контакт, открывают родителям доступ к самым сокровенным тайнам детской души. А наши дети, как никто другой требуют особой помощи от взрослых. И наша задача обеспечить им наиболее полноценное развитие как в детском саду, в школу так и дома.