Одной из главных угроз миру и международной безопасности были и остаются вооружённые конфликты.
Соответственно одной из главных задач, которая стоит перед человечеством является предотвращение или разрешение вооружённых конфликтов мирным путем. Одним из основных инструментов в предотвращении и разрешении вооружённых конфликтов является посредничество.
Посредничество, как институт национального права был известен в Древней Греции и в Древнем Риме. Постепенно посредничество сформировалось как институт международного права, представляющий собой совокупность норм, определяющих порядок взаимодействия со спорящими государствами третьей стороны (государства или международной организации) в целях разрешения спора мирным путем [1].
В Руководстве ООН по вопросам эффективной посреднической деятельности от 27 сентября 2012 года приводятся несколько признаков (определений) посредничества:
Посредничество – это процесс, посредством которого третья сторона оказывает помощь двум или более сторонам, с согласия последних, в деле предотвращения, регулирования или разрешения конфликта, помогая им с этой целью разработать взаимоприемлемые соглашения.
Посредничество – это деятельность добровольного характера, и поэтому согласие сторон имеет ключевое значение для обеспечения жизнеспособного процесса и достижения надежных результатов.
Посредничество – это специализированная деятельность. Действуя профессиональным образом, посредники и члены их команды играют роль буфера для сторон в конфликте, внушают уверенность в успехе процесса и веру в то, что мирное урегулирование является возможным.
Прогрессивная военно-политическая ситуация во всем мире характеризуется сложностью и противоречивостью. Она развивается под действием активизации процесса геостратегического преобразования мира и развития новейшей системы обеспечивания глобальной и региональной безопасности.
Ключевыми критериями ее формирования считаются, с одной стороны, углубление международной интеграции, создание глобального экономического и информационного пространства, с другой – обострение конкурентной борьбы за расширение сфер влияния. При всем при этом доминирование отдельных государств в экономической и валютно-финансовой сферах активно используется для расширения воздействия в различных государствах и ареалах мира.
Иным важнейшим фактором формирования военно-политической обстановки во всем мире считается приход на смену биполярному миру с его военно-стратегическим балансом зарождающейся многополярной модели мирового развития [2].
Чтобы не допустить превращения конфликтов в вооруженные, а если это все же случилось, нужно уметь завершать их как можно быстрее и создавать максимальные гарантии их невозобновления после достижения урегулирования, нужно будет сделать определенные выводы о причинах и природе вооруженных конфликтов.
В целях обеспечения эффективности процесса урегулирования споров, предотвращения и разрешения конфликтов необходимо учитывать ключевые аспекты посреднической деятельности:
– Надлежащая подготовка. Ответственные и заслуживающие доверия посреднические усилия требуют хорошей подготовки. Посредник должен быть подготовлен тщательно, должен иметь финансовую, политическую и административную поддержку, и у него должна быть сплочённая команда специалистов.
– Согласие сторон. Посредничество – это добровольный процесс, для обеспечения эффективности которого требуется согласие сторон в конфликте. Отсутствие такового согласия может привести к тому, что никакого перемирия, урегулирования конфликта не будет.
– Беспристрастность. Если посредник испытывает пристрастия к одной из сторон или имеет материальную заинтересованность в результатах процесса, то такое посредничество в конечном итоге может ни к чему не привести. «Беспристрастность не является синонимом нейтралитета, поскольку посреднику, в особенности посреднику ООН, как правило, поручается отстаивание определенных универсальных принципов и ценностей и, возможно, приходится отчетливо разъяснять их сторонам».
– Инклюзивность. Инклюзивность – это насколько полно и каким образом учитываются потребности и позиции всех участвующих в процессе стран.
– Национальная ответственность. «Национальная ответственность подразумевает приверженность сторон в конфликте и широких слоев общества посредническому процессу, соглашениям и их осуществлению. Все это имеет крайне важное значение, поскольку именно местное население больше всего страдает от конфликта, именно стороны в конфликте принимают решение о прекращении боевых действий и именно общество в целом должно принимать меры к строительству мирного будущего».
– Международное право и нормативная база. Посредничество осуществляется в рамках нормативно-правовой базы. Посредники ООН работают в рамках Устава ООН и правил и положений Организации, резолюций Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи.
– Слаженность, координация и комплементарность посреднических усилий. Из-за роста числа участников процесса слаженность, координация, комплементарность посреднических усилий становятся одновременно очень важным и сложным аспектом для обеспечения. Слаженность – согласованные и скоординированные подходы, а комплементарность – это необходимость четкого разграничения функций на основе сравнительного преимущества тех или иных субъектов посредничества, действующих на различных уровнях.
– Качественные мирные соглашения. Мирные соглашения – это соглашения, которые нацелены на прекращение огня предоставление возможности для достижения прочного мира, справедливости, безопасности и примирения. Качественные мирные соглашения – это соглашения, которые исправляли бы ранее допущенные ошибки и формировали бы будущее страны с учётом того, что последствия для различных слоёв населения могут быть разными, и в которых соблюдаются нормы международного гуманитарного права, права прав человека и права беженцев. Прочность такого соглашения обычно зависит от степени политической приверженности сторон в конфликте, от поддержки со стороны населения, от того, насколько оно устраняет первопричины конфликта, и от того, сможет ли оно противостоять проблемам осуществления [3].
Как говорил Д.А. Медведев: «Вооруженные конфликты поджигают те, чьи безответственные амбиции берут верх над интересами стран и континентов, над интересами миллионов людей». И ведь это действительно так. Корыстные интересы определенных политических сил приводят к разжиганию политических, экономических, военных конфликтов. Народ оказывается втянутым в вооруженный конфликт помимо своей воли, оказываясь его непосредственным участником. При этом хотелось бы отметить, что сам народ никогда не будет выступать против другого народа.
Вышесказанное позволяет сделать следующий вывод: склонны к конфликту репрессивные политические режимы, усиливающие примат собственных интересов, особенно в переходные периоды.
Любой конфликт необходимо решать не силовыми методами. Решение возникшего конфликта лежит в стремлении достичь взаимоприемлемого согласия. Необходимо уважать интересы обеих конфликтующих сторон, находить компромисс, идти на уступки, рассматривать дальнейшие перспективы разрешения возникшего конфликта.
Поиск взаимоприемлемого согласия между участниками конфликта необходимо проводить путем переговоров и посреднических процедур. Посредник путем активного участия вносит предложения по примирению сторон, но оказание этой помощи возможно лишь при условии обоюдного волеизъявления, так как только в этом случае от посредничества будет получен необходимый результат. Важно чтобы обе конфликтующие стороны осознавали бессмысленность продолжения конфликта. Если же это не происходит, то наиболее разумным выходом в разрешении конфликта станет оказание «добрых услуг». «Добрые услуги» устанавливают контакт между конфликтующими сторонами и склоняют их к переговорам. Существенная роль в этом будет принадлежать странам, соседствующим с участниками конфликта. И неважно от кого будет исходить эта инициатива, главное предотвратить дальнейшее нарастание конфликта.
Спрос на посреднические услуги в последнее время только растёт. Это нормальное явление с учётом того факта, что посредничество доказало, что оно является одним из самых эффективных методов разрешения конфликтов.
Однако не во всех случаях с помощью посредничества можно с лёгкостью предотвратить или урегулировать какой-либо конфликт. Во многих случаях посредники сталкиваются с трудностями и проблемами, которые они не в состоянии решить. В каждой ситуации необходим свой особый подход, и, в конечном счете, политическая воля сторон в конфликте является определяющей составляющей успеха.
Как было сказано в Руководстве по вопросам эффективной посреднической деятельности, пока что в главном документе-справочнике про посредничество, опубликованным ООН, «Руководство не является исчерпывающим трудом по вопросам посредничества, и в нем не ставится цель рассмотреть все конкретные потребности или подходы различных посредников, будь то государства, многосторонние, региональные или субрегиональные организации, неправительственные организации или национальные посредники», тем самым ООН признаёт, что институт ещё нуждается в совершенствовании.
Таким образом, посредничество в настоящее время представляет собой наиболее эффективный метод урегулирования конфликта, поэтому необходимо дальнейшее совершенствование данного института международного права. А именно повышение качества посреднических услуг путем создания программ профессиональной подготовки.