Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

1 1
1

Долгое время в отечественном искусствоведении различного рода авангардные течения оставались в тени (зачастую, под запретом). Произведения авангардистов не только не допускались на выставки, они подвергались физическому уничтожению (эпоха социалистического реализма ХХ в.). Речи не шло и о том, чтобы рассматривать абстракционизм, например, в качестве направления в искусстве, включенного в содержание художественного образования. Поэтому сейчас, когда по большому счету, нет запретов в искусстве и абстракционизм вышел из «подполья», важно осмыслить его специфику, особенности художественно-образного языка, воспринять идею импровизации как основу творческого процесса (Кандинский), так необходимого питательного компонента в образовании будущего художника. Целью данного исследования было выявление сущности «абстракционизма», его законов и приемов. Актуальность исследования обусловлена тем, что авангардные формы и направления чрезвычайно популярны в современной культуре, однако в художественной педагогике практически отсутствуют технологии ознакомления с ними будущих художников. Теоретическое исследование позволило выявить особенности абстрактного искусства, обнаружить, что балансирование на грани предметного о беспредметного в абстрактном искусстве придает абстрактным произведениям специфическое эмоциональное звучание, сближающее их с детскими рисунками, с их наивностью, непосредственностью и неожиданностью восприятия окружающих предметов. В таких произведениях практически не различимы эмоциональное отношение к некоторой реальности или к представлению об этой реальности, а художник искренне верит в существование такой реальности, ибо лишь при этом условии у него могут появиться соответствующие переживания, которые не могут быть переданы с помощью предметных символов, а только с помощью абстрактных. При всей хаотичности пятен, линий, цвета, в абстрактных произведениях заложена определенная система формальных правил. Соблюдение этих правил должно гарантировать как абстрактный характер элементов конструируемого художественного образа, так и абстрактный характер его структуры и, в конечном итоге, должно отражать специфический абстракционистский идеал. Среди правил, определяющих беспредметность элементов, можно назвать: отказ от рисунка, светотени и предметного колорита; набор чистых цветов; набор основных линий и форм (как, например, у Кандинского – трех геометрических фигур – треугольника, четырехугольника и круга); символика линий и форм; символика цвета. К правилам, определяющим беспредметность структуры, можно отнести следующие: отказ от классических композиционных правил (либерализация композиции) – в частности, отказ от стереоскопичности изображения, перспективы и симметрии; автономное взаимодействие линий и форм; автономное взаимодействие цветов; автономное взаимодействие цвета и формы (графических и цветовых элементов). В свою очередь, система этих правил объединенных в нерасчленимое единство – образует закон специфической (абстракционистской) гармонии, диктуемой этим идеалом (разработан Мондрианом). Находясь перед выбором творческого пути будущий художник должен иметь объемный багаж, отражающий самый разнообразный опыт, накопленный человечеством в сфере искусства, в том числе, и творческий потенциал абстракционизма.