Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

1 1
1

С древних времён бытовал особыйвид искусства – декоративная живопись, история развития которой связана со станковой живописью, поскольку к декоративной живописи относят иногда произведения, исполненные на стенах и плафонах здания преимущественно с орнаментальной целью (стенная и плафонная живопись, фрески).Но главным элементом декоративной живописи являются орнаменты, то есть красивые комбинации геометрических линий и фигур, а также форм растительного и животного царства, офантазированных или неизмененных (напр. роспись стен в домах Помпеи, мавританские арабески Альгамбры, гротески Рафаэлевых лож в Ватикане и т.п.). Мотивы декоративной живописи изменялись в зависимости от исторического хода культуры и искусства у разных народов, от вкуса и архитектурного стиля, господствовавших в данное время. Прослеживая путь развития художественного творчества, мы видим закономерности влияния состояния социума на искусство, его особенности и стили. Характерной чертой современного искусства является разнообразие направлений, жанров и форм. Причин этому несколько, одна из них – невиданные возможности, прежде всего технические, которые изменили методы и формы творческой и созидательной деятельности практически во всех видах искусства. Поэтому иногда искусство XX в. называют общим термином – авангард или стиль авангарда. Вторая половина XX в. – это период быстрого и во многих отношениях кардинального изменения общества, жизни и положения человека в ней. Он в полной мере ощутил себя властелином мира, создал новую среду обитания, превратившись в менеджера, организатора всего процесса человеческой деятельности. Это стало возможным благодаря использованию искусственного интеллекта – компьютера и информационных технологий. Вместе с тем, получив возможность связи с любым уголком земного шара и доступ к любой информации, человек ощутил хрупкость и уязвимость мира, планеты в целом, и своего существования на ней. Однако ни научные, ни экономические, ни политические или социальные ценности не служат гарантией и поддержкой человеку. Поэтому не случайно такую огромную популярность приобрело искусство. Центральная мысль большинства деятелей искусства: воздействуя на культурную среду обитания человека, совершенствуя условия его жизни и творчества, развивая межкультурный диалог, искусство может служить средством гармоничного обустройства общества. При этом одни ищут выход в продолжении культурных традиций прошлого, другие – в разработке принципиально новых форм, третьи – в обретении утраченных связей с природой, четвертые – в научно-техническом прогрессе. Взгляды на проблему понимания живописи сегодня разняться кардинально. Одни утверждают что живопись умерла, что ее вытеснила масс-медиа культура, что человек не в состоянии увидеть чудо, которое творит художник. Искусство, чутко реагируя на все изменения вокруг, трансформируется подчас в совершенно неожиданные формы, адекоративная живопись стала доступней как масс культура. Она стала свободней, шире и, можно заметить, непрофессиональней. Безусловно, это-отражение реальности сегодняшнего дня, когда всё чаще говорится о свободе личности в её творческом проявлении. Такую «свободу» проявления арт-сознания порой мы видим в ряде экспрессивных произведений, воспевающих хаос и пороки общества. Для продвижения современной декоративной живописи создан целый пласт коммерческих арт-дилеров занимающихся менеджментом, планированием, прогнозированием тенденций в живописи, разнообразные галереи, арт- студии, частные собрания. Живопись, в частности декоративная, проявляется на общем фоне культурной жизни наших дней, занимая в ней одно из ведущих мест, проецируя финансовые аспекты современности.

Таким образом, в современной декоративной живописи, на наш взгляд, параллельно существуют две линии – «коммерческая» (настенный декор, интерьерные композиции для особняков и квартир буржуа), основное назначение которой – приносить доход и «некоммерческая» – поиски художественного осмысления сложной и богатой событиями жизни, создания своей художественной концепции личности и мира средствами декоративного искусства.