Национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. В Костромской губернии был широко распространен женский сарафанный комплекс. Он включал рубаху, сарафан, пояс, иногда передник, душегрею, головной убор на жесткой основе типа кокошника, кожаную обувь, а праздничный костюм – навесные украшения. Основой крестьянской женской одежды была туникообразная рубаха, а впоследствии – с прямыми поликами; сарафан туникообразный, прямой и косоклинный; обувь – лапти, ходоки, поршни, коты, валенки; головной убор – повойник, кичка, кокошник, платок. Рубашка была нательной и в то же время выходной одеждой. Для удобства ее подпоясывали. В праздничных рубашках подол, верхнюю часть и рукава украшали затканками, вышивками а также нашивками из покупной материи. Поверх длинной холщовой рубахи с прямыми поликами носили сарафан – в среду крестьян он входит в XIX в. Украшали сарафаны вышивкой, лентами, тесьмой и бахромой. Обшивались проймы узкой полоской ткани, большей частью красной, с обеих сторон, спинка, грудь и подол сарафана. На однотонных сарафанах, синих, черных, красных нашивались специальные ленты с традиционным узором распустившегося цветка, напоминающего гвоздику. Эта лента украшала грудь сарафана от проймы до проймы, линию разреза распашного сарафана и небольшую часть подола впереди. Сарафан украшали и пуговицы, иногда до 20-25 штук, пришитых вдоль разреза. Пуговицы в зависимости от зажиточности владелицы были металлические, оловянные, медные, иногда с филигранью. Застегивались на воздушные петли, которые делались из декоративного шнура. Праздничные сарафаны шили из шелковых, парчовых, полупарчовых цветных тканей на подкладочной ткани, что создавало дополнительный объем сарафану, складки которого укладывались в разного размера боры. Любимым цветом ткани был малиновый, вишневый с крупным тканым узором. Для подпоясывания сарафанов употреблялись пояски – «тесемочки», тканые на «картах». В XIX в. передники бытовали белые холщовые с нагрудником и длинными узкими прямыми рукавами. Надевали их через голову, ворот делался с глубоким вырезом, отороченным кумачом; на талии присбаривался на поясок; перед и спинку украшали затканкой или вышивали крестом нитками красного цвета; рукава у кисти отделывали кумачом и кружевом; по подолу – полосы красной затканки, кумача и кружева. Такого же фасона шили передники из набивной ткани – синей с белым узором. Верхней праздничной одеждой были шугай и душегрея. Существовали почти все виды головных уборов, кичкообразные, кокошники, повойники. Распространены были кокошники, имеющие форму полумесяца с «рогами», опущенными вниз. Отличительной чертой женского Костромского костюма можно считать кокошник. На территории Костромского края бытовало две формы этого головного убора – островерхий – кика, наклон, и серповидный – круглый со стрельчатыми концами.