Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

1
1

Вопрос о положении с русским языком на Северном Кавказе необходимо рассматривать в контексте этнической структуры населения, политической, экономической и языковой ситуацией в денном регионе и идеологии регионального образования.

Северный Кавказ – один из наиболее проблемных районов современной России. Он включает 10 субъектов Федерации, из которых 7 – национальные республики: Адыгея, Карачаево-Черкесия, Дагестан, Кабардино-Балкария, Северная Осетия, Чечня, Ингушетия. Эти республики не однотипны по вышеперечисленным характеристикам. С точки зрения политической ситуации благополучной можно считать, пожалуй, только Кабардино- Балкарию, т.к. на ее территории за последнее время не было этнических конфликтов. По переписи 1994 г. в этих республиках проживает: в Адыгее: русских – 64,9 % адыгейцев – 22,1 %; в Карачаево–Черкесии: русских – 40,6 % карачаевцев – 31,2 %, черкесов- 9,4 %; в Дагестане: русских – 8,2 %, аварцев – 27,5 %, даргинцев – 15,6 %, кумыков – 12,9 %, лезгинов – 11,3 %, лакцев – 5,1 %, табасаранов – 4,3 %, в Кабардино-Балкарии: русских – 33,8 %, кабардинцев – 48,2 %, балкарцев – 9,4 %; в Северной Осетии: русских – 30,6 %, осетин – 53 %; в Чечне и Ингушетии: русских – 0,3 %, чеченцев – 57,8 %, ингушей – 12,9;. Кроме того, в этих национальных республиках Северного Кавказа проживает значительное число не титульных этносов: абазины, ногайцы, таты, азербайджанцы, грузины и др. Особенностью этнического развития Северного Кавказа является то, что наиболее древние этнические слои в меньшей степени подвергались ассимиляции со стороны более поздних мигрантов. Народы соседствуют, не ассимилируя друг друга.

Присутствие славян на Кавказе связано с формированием казачества и Кавказской войны 1817–1864 гг. При всех хорошо известных минусах национальной политики прошлого несомненно, что русская колонизация стабилизировала обстановку в регионе и положительно повлияла на многие этнокультурные и социальные процессы: развитие письменности, государственности, строительство городов и т.д. В конечном итоге на Северном Кавказе сложилась специфическая цивилизация, где каждый народ нашел свое место.

С начала 90-х гг. возрос интерес к проблемам возрождения национальных культур и языков, были разработаны программы «этнизации» школ. Эта новая ситуация с особой остротой ставит проблему смысла и допустимых границ регионализации образования- определение роли и места национальных языков в системе образования, а шире – проблему двуязычия ( а иногда и трехъязычия) в полиэтнических регионах Северного Кавказа.

Все языки основных народов Северного Кавказа в законодательном порядке получили статус государственных, а право получать образование на родном языке стало всеобщим – рамки функционирования этнических языков в сфере образования принципиально не ограничены. В современной школе Северо-Кавказского региона изучение родного языка обычно осуществляется на всех ступенях. Резко расширено преподавание литературы и фольклора, введены предметы, в рамках которых изучаются культура и история этноса, обычаи и традиции. Некоторые из них преподаются на родном языке, особенно в сельских школах, где большинство учеников владеет им свободно. Конечно, параллельно сохраняются классы и даже целые школы, где все преподавание ведется на русском языке, а язык титульных этносов изучается как предмет.

По результатам переписи 1994 г. 85,1 % населения Северного Кавказа считает родным язык своей национальности. Доля населения в национальных республиках Северного Кавказа с родным русским языком составила в среднем 32,0 % ( в т.ч. 29,7 % русских). При этом среди населения не русской национальности указали в качестве родного русский язык в среднем 4,35 %. В качестве второго языка общения 80,6 % кавказцев указали русский язык. На основании статистических данных можно говорить о высоком уровне двуязычия в национальных республиках Северного Кавказа, особенно у городской части населения.

В результате изменений, произошедших в системе образования и средствах массовой информации, можно констатировать снижение уровня владения русским языком как в количественном, так и в качественном аспектах. Из внешкольных причин следует указать на снижение уровня социальной и бытовой мобильности населения, расширение сферы действия родных языков как государственных. Обширен спектр и собственно школьных факторов: неутвержденность образовательных стандартов, уменьшение доли русского языка в региональных учебных планах и др.

Изучение русского языка как государственного является одним из главных условий обеспечения единства образовательного и культурного пространства полиэтнической и многоязычной России, необходимым фактором реализации гражданами РФ конституционного права на образование. Русский язык есть не только традиционный в условиях России язык межнационального общения, но и проводник в пространство русской и мировой культуры.