Актуальность исследуемой проблемы связана с тем, что благополучие и нормальное развитие детей определяет будущее общества. В любой стране дети уязвимы и зависимы от мира взрослых. По этой причине у них есть особые права закрепленные в международных, федеральных и региональных нормативных актах о правах ребенка, позволяющие обеспечить целенаправленную и приоритетную защиту прав каждого ребенка и детей в целом.
В настоящее время, поступление в ССУЗ или ВУЗ, получение профессионального образования на бюджетной основе становится сложным для многих выпускников. Многие из которых, не могут себе позволить обучение в высших учебных заведениях, либо по их окончании продолжить повышение своей квалификации из-за отсутствия денежных средств.
Кроме того, молодые специалисты имеют сложности при приеме на работу из-за отсутствия стажа работы.
Наша законотворческая инициатива о льготном налогообложении детского труда основана на том, что:
• подоходный налог в размере 13 % вычитается налоговыми инстанциями из заработной платы ребенка – наделенного законодательством РФ неполной дееспособностью, рабочий день которого в отличие от взрослых зависит от его свободного времени, то есть составляет неполный рабочий день;
• у несовершеннолетних невысокая заработная плата (без какого-либо оклада, без начисления процентных ставок, без северных надбавок, без каких-либо денежных вознаграждений за успехи в работе – премий и т.д.)
• стаж работы может прерваться у тех детей, которые после увольнения в течение шести месяцев не смогут найти подходящую работу и трудоустроиться, тем самым прерывая стаж трудовой деятельности, учитывающийся согласно российскому законодательству в будущем при начислении пенсии.
Кроме того, в ходе работы у детей отсутствуют какие-либо социальные льготы, компенсации, гарантии, такие как оплата больничных листов, отпуски и др.
В соответствии с Трудовым Кодексом РФ:
Трудоустройство подростков в возрасте от 14 до 16 лет допускается только при наличии письменного согласия одного из родителей или законного представителя и органа опеки и попечительства.
Для работников в возрасте до 18 лет устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени – для работников в возрасте до 16 лет – не более 24 часов в неделю; – для работников в возрасте от 16 до 18 лет – не более 35 часов в неделю.
Продолжительность рабочего времени учащихся образовательных учреждений в возрасте до восемнадцати лет, работающих в течение учебного года в свободное от учебы время, не может превышать половины норм, указанных выше для лиц соответствующего возраста. Подростки, трудоустроенные в рамках мероприятий по временному трудоустройству несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, получают заработную плату, определенную срочным трудовым договором, но не ниже минимального размера оплаты труда, установленного законодательством РФ. Кроме того, дополнительно к заработной плате, выплачиваемой работодателем, им может выплачиваться материальная поддержка в размере не более полуторократной величины минимального пособия по безработице.
С 01.12.2011 г. уровень минимальный заработной платы в РС(Я) составил 6 614 рублей – 60,7 % к минимальному прожиточному уровню в республике. Установленный МРОТ действует только для тех, кто работает на территории Якутии, за исключением организаций, финансируемых из федерального бюджета. Федеральным законом РФ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» от 01 июня 2011 года № 106-ФЗ минимальный размер оплаты труда с 1 июня 2011 года в Российской Федерации установлен в сумме 4 611 рублей.
В действительности размер заработной платы противоречит вышеуказанным фактам. По ТК РФ гл. 21, ст. 133 «Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения (в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 20.04.2007 № 54-ФЗ)». Минимальный прожиточный уровень в РС (Я) составляет 11 230 рублей для трудоспособного населения, в свою очередь минимальный размер оплаты труда, составляет 6 614 рублей.
Законодательством Российской Федерации предусмотрена лишь малая часть положений о детском труде, отсутствуют какие-либо ссылки в законе о форме оплаты детского труда.
Основной целью организации временного трудоустройства несовершеннолетних в свободное от учебы время является их адаптация к трудовой деятельности, получение подростками профессиональных навыков и материальной поддержки, а так же профилактика безнадзорности и преступности в среде несовершеннолетних.
Предложение по законодательному урегулированию проблемы льготного налогообложения детского труда связано, прежде всего, с необходимостью создания условий для формирования потребностей в саморазвитии и профессиональном самоопределении личности. Так, в ст. 22 Закона РС (Я) «О правах ребенка», подчеркивается, что «...ребенок обязан заниматься самовоспитанием и самообразованием, заботиться о своем здоровье, развивать свои лучшие природные задатки, учиться применять их в жизни, овладевать знаниями, готовиться к самостоятельной трудовой деятельности…»
Эти права несовершеннолетних можно успешно реализовать, откорректировав такой экономический фактор, как налог на детский труд, учитывая социальное неравенство условий, в которых находится несовершеннолетний.
Работая вожатой в системе образования, я получала заработную плату примерно в размере 1500 руб. в месяц, и из этой суммы выплачивала подоходный налог 13 %. Работала один час в день, в месяц выходит около двадцати рабочих дней. Один час стоил 42 рубля, умножить на 20 дней, получается 840 рублей за работу в течение одного месяца, которые я получила «на руки». И это с учетом 2-х рабочих дней, виде расчета после увольнения в конце каждого месяца. С единым социальным налогом 26 % и подоходным налогом 13 % я выплачивала налог в сумме 538 рублей. Начисление заработной платы составляло около 1380 рублей.
Прожиточный минимум по РС (Я) составляет на душу населения – 10354 рубля, для трудоспособного населения – 11230 рублей, пенсионеров – 8402 рубля, детей – 9555 рублей.
Мы считаем, целесообразным внести следующее предложение: подросток имеющий возможность работать, выплачивает подоходный налог в размере не 13 % как установлено законом, а в размере 6-7 %. Т.е. установить льготу на налог заработной платы детского труда.
По нашему мнению, в случае реализации предложения о льготном налогообложении детского труда у страны появится шанс получить:
– больше трудоспособного населения в виде несовершеннолетних, которые будут вносить свой вклад в экономическое развитие страны;
– снижение уровня детской преступности, бродяжничества, пьянства, наркомании и т.д., возможными виновниками, которых являются отсутствие прямой заинтересованности подростков в работе.
– увеличение участия детей из малоимущих семей в мероприятиях, способствующих саморазвитию личности;
– формирование экономического мышления у подростков, в том числе как зарабатывать деньги и как их тратить.