Целью работы является обоснование целесообразности создания экологического парка на базе объектов Владивостокской крепости.
Задачи, которые необходимо решить:
– Рассмотреть возможность создания экологического парка на базе объектов Владивостокской крепости;
– Выявить особенности организации экологического парка;
– Разработать предложения по развитию экологического парка на территории Владивостокской крепости.
В двадцатом столетии туризм стал одним из важнейших компонентов экономики и политики. Развитые страны вкладывали миллиарды бюджетных ассигнований и частных инвестиций в развитие туристской инфраструктуры и создание новых туристских дестинаций.
Увеличив количество туристских путешествий до полумиллиарда ежегодных зарубежных поездок, и выйдя на 3 место по количеству доходов в мире (после торговли углеводородами и автомобильной промышленности), индустрия туризма вступила в 21 век.
Многие ожидали качественно новых изменений от индустрии отдыха, но вместо этого туризм пошел по пути наращивания оборотов. Строительство огромных монолитных гостиниц, создание океанских лайнеров с количеством пассажиров до 5000 человек, строительство летающих крепостей и изменение ландшафтов для создания объектов туристского показа.
Все это сделало свое дело, и спустя 10 лет рынок туризма вырос практически в 2 раза, предвосхитив все ожидания. Однако не стоит забывать, что у монеты две стороны…
Экологический аспект всегда оставался в стороне для тех, кто хочет заработать. Как правило, деньги побеждают экологию и на месте какого-нибудь парка вырастает машина по производству миллионов. Однако существует способ, при котором можно сохранить окружающую среду и неплохо заработать.
Экологический туризм – относительно новое явление в туристской деятельности. Началом формирования концепции экотуризма следует считать 80-е годы, когда в печати появились исследования на эту тему, связанные с работами швейцарских и западногерманских ученых.
Основная причина обращения к экологическому туризму коренится в неотрегулированности отношений в системе «туризм-экология». Отсюда, очевидно, и происхождение понятий «мягкий туризм» или «зеленый туризм».
Создание условий для взаимопонимания туриста и природы возможно через организацию экологических парков, построенных с соблюдением экологических норм, организованных с соблюдением экологических правил и формирующих экологическое сознание.
Создание эко-парка на острове Русский предоставит возможность жителям города Владивостока без особых трудностей оказаться в живой природе, сохранить окружающую среду и привлечь иностранных туристов, что в свою очередь увеличит налоговые поступления и количество рабочих мест.
Проект по созданию на территории острова Русский должен включать в себя несколько объектов, которые по своему исполнению и дизайну не будут нарушать природный ландшафт и естественную гармонию. Учитывая размеры и островной характер территории, целесообразно будет сделать акцент на морской тематике, истории и военно-патриотической составляющей.
Для осуществления данного проекта целесообразно использовать уже существующие строения и возведение строений по экологическим нормам из экологически чистых материалов. На первоначальном этапе создания экологического парка, возможно, использование сооружений и фортов «Владивостокской крепости». Это позволит сократить расходы на строительство и привлечь инвестиции из фондов по содержанию и реконструкции исторических памятников. Таким образом, возможно создание на базе объектов Владивостокской крепости культурно-исторического рекреационного комплекса с глубоким погружением в историческую эпоху.
В рамках данного проекта предусматривается создание в пригороде Владивостока рекреационной зоны, объединяющей культурно-исторический комплекс, зону здоровья и экологический парк. Реализация проекта должна способствовать превращению Владивостока в крупнейший в Тихоокеанском регионе центр развития Русской культуры и туризма.
Владивостокская крепость, строившаяся более 40 лет – c конца XIX века до 1917 года, представляет собой сеть фортификационных укреплений, перекрывающих весь полуостров Муравьёва-Амурского по Седанкинскому хребту от станции Седанка до бухты Горностай и весь остров Русский.
В состав крепости входит: 15 фортов, 18 опорных пунктов, 21 сухопутная артиллерийская батарея, 51 береговая батарея, 24 береговых капониров и полукапониров, общая длина крепостных дорог составила 275,9 км. На её строительство только в период с 1910 по 1917 годы было потрачено около 54 000 000 золотых царских рублей.
Решение задач по реализации проекта предполагается осуществлять путём создания культурно-исторического экологического парка на базе ряда фортов Владивостокской крепости, окружающего их лесного массива и предания ему статуса туристско-рекреационной особой экономической зоны (ТР ОЭЗ).
– Комплекс должен состоять из сети музеев, гостиниц, библиотек, ресторанов с концертными залами, бань, мастерских по производству изделий народных промыслов и сувениров, и т. д.;
– Зона здоровья для охраны леса, семейного отдыха и занятия спортом;
– Экологическая зона, предназначенная для охраны и изучения природы, и экологического образования населения.
Содержание и развитие комплекса предполагается осуществлять за счёт средств полученных от туристической деятельности.
Для большей наглядности и экономической эффективности, донесение особенностей нашей культуры и истории предполагается осуществлять через «глубокое погружение в эпоху», для этого на объектах комплекса предполагается создание исторической реконструкции (мировоззрения, быта, культурных, экономических и социальных отношений) различных наиболее ярких периодов русской истории.
Реализация проекта позволит обеспечить материальную базу для восстановления памятников истории и культуры в Приморском крае, привлечёт интерес к Русской истории и культуре, будет способствовать ведению здорового образа жизни и укреплению семейных отношений, возрождению народных промыслов, оздоровлению и патриотическому воспитанию молодёжи.
Выполнение данного проекта облегчается тем, что на фортах крепости имеется своя действующая автономная система водоснабжения (скважины), система канализации, которая в настоящее время не функционирует (с последующей возможностью установить независимую автономную систему утилизации бытовых отходов и очистки вод). Обеспечение электроэнергией и отопление жилых и хозяйственных построек комплекса предполагается осуществлять за счет использования ветрогенераторов и солнечных батарей.
Передвижение туристов и отдыхающих по территории будет осуществляться пешком, верхом на лошадях, гужевым транспортом, либо на велосипедах. Охрана комплекса будет осуществляться конными казачьими разъездами. Финансирование программы предполагается осуществлять из средств Российских и зарубежных инвесторов, бюджетных средств.
Придание Парку статуса ТР ОЭЗ позволит получить ряд налоговых льгот при реализации программы.
В условиях отсутствия прямого финансирования создание рекреационной зоны видится в поэтапном строительстве комплекса. К тому же поэтапный ввод в эксплуатацию объектов позволит отработать механизм строительства и эксплуатации фортов и минимизировать экономические риски.