Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

1 1
1

Научный руководитель – старший преподаватель кафедры МиИ О.П.Воронова.

Согласно проведенным исследованиям численность населения в муниципальном образовании «Нерюнгринский район» на 01 января 2011 года по данным Росстата составляла 81 564 человека.

Основные показатели, характеризующие демографическую ситуацию в Нерюнгринском районе, представлены в таблице.

В среднем численность населения сокращалась ежегодно на 1,45 % в период с 2009 по 2011 год.

Социальная сфера в районе представлена учреждениями образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта. В настоящий момент на территории Нерюнгринского района насчитывается 54 учреждения образования, 14 лечебно-профилактических учреждений и 26 учреждений культуры. Тенденции развития учреждений в ближайшее время будет определять высокий износ зданий и оборудования – 70-80 %.

Показатели

Единица

измерения

2009

2010

2011

Численность населения (на конец года)

человек

85222

84602

81564

В том числе:

Городское

человек

84119

83499

80176

Сельское

человек

1103

1103

1388

Численность пенсионеров (на

конец года)

человек

22121

22954

23370

из них работающих

человек

11287

11561

11683

Число умерших на 1000 населения

 

5,7

8,7

9,5

Естественный прирост (убыль) на 1000 человек населения

 

+220

+248

+239

Учреждения здравоохранения представлены 15 муниципальными и 11 частными учреждениями. Основные показатели системы здравоохранения Нерюнгринского района представлены в таблице.

п/п

Показатели

Единица

измерения

2009

2010

2011

1.

Численность врачей всех специальностей:

человек

     
 

всего

человек

340

311

312

2.

на 10000 человек населения

 

40

37,9

38,5

3.

Численность среднего медицинского персонала:

человек

     
 

всего

человек

977

858

837

4.

на 10000 человек населения

 

114,9

104,6

103,3

5.

Число больничных учреждений

единиц

15

15

14

6.

Число больничных коек

единиц

     
 

всего

единиц

768

768

768

7.

на 10000 человек населения

 

90,3

91,4

94,8

8.

Число врачебных амбулаторнополиклинических учреждений

единиц

     

9.

Мощность врачебных амбулаторно- поликлинических учреждений

посещений в смену

     
 

всего

 

2117

2116

2031

10.

на 10000 человек населения

 

249,05

251,9

250,7

11.

Число случаем смерти лиц в возрасте до 65 лет

Случаев на 100 тыс. человек

809,2

327,4

656,6

12.

Число муниципальных учреждений здравоохранения, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта

единиц

12

2

2

Как мы можем видеть по данным таблицы, в Нерюнгринском районе идет неуклонное снижение обеспеченности населения района медицинским персоналом (в первую очередь, узкопрофильными специалистами). Мощность поликлиник и диспансеров Нерюнгринского района, в 2011 году составила 2155 посещений в смену.

В 2011 году было зарегистрировано 512,5 тысяч посещений к врачам, на одного жителя района приходится 8 посещений в год. Из общего числа посещений по поводу заболеваний было принято – 68,3 % обратившихся (РС/Я/-56,9), доля посещений с профилактической целью составила – 31,7 % (РС/Я/-43,1).

В среднем количество жителей на участке у терапевта – 1700 человек; у педиатра – детей от 0 до 18 лет – 800 человек. Хорошие показатели демонстрируются в сфере вакцинации населения и иммунопрофилактики.

Система образования Нерюнгринского района представлена 54 образовательными учреждениями, из них:

18 общеобразовательных школ;

1 образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста;

22 дошкольных образовательных учреждения;

3 специальных (коррекционных) образовательных учреждения;

7 учреждений дополнительного образования детей;

1 учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

2 внешкольных (прочих) муниципальных учреждения.

Основные показатели системы образования представлены в таблице.

п/п

Показатели

Единица

измерения

2009

2010

2011

1.

Численность детей на 100 мест в дошкольных образовательных учреждениях

человек

157

161

131

2.

Число государственных дневных общеобразовательных учреждений (на начало учебного года)

единиц

21

21

21

3.

Численность учащихся государственных дневных общеобразовательных учреждений

человек

9679

9605

9755

В целом основные проблемы системы образования Нерюнгринского района можно разделить на следующие блоки:

Проблемы ресурсного обеспечения:

  • Недостаточное материально-техническое оснащение образовательных учреждений;
  • Нехватка квалифицированных специалистов в образовательных учреждениях, расположенных в отдаленных местностях;
  • Нехватка квалифицированных специалистов в дошкольных образовательных учреждениях;
  • Сохранение большой доли педагогов пенсионного возраста в общем количество педагогического состава;
  • Недостаточный уровень профессиональной квалификации работников образования, отвечающей вызовам времени;
  • Несоответствие помещений и территорий образовательных учреждений требованиям новых СанПиН, необходимость обеспечения комфортных условий участникам образовательного процесса;
  • Незначительный дефицит мест в детских общеобразовательных учреждениях, снижение доступности дошкольного образования;
  • Отсутствие комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений.

Проблемы информационного блока:

  • Отсутствие системности в использовании ОУ ИКТ и электронных образовательных ресурсов;
  • Отсутствие целостной системы электронной образовательной среды как фактора повышения качества образования;
  • Недостаточные условия равнодоступности информационных, культурных, образовательных ресурсов для разных категорий детей по реализации своих способностей и их потенциальному раскрытию;
  • Отсутствие развитого сектора частных дошкольных образовательных учреждений.

Проблемы, связанные с внеучебной деятельностью:

  • Отсутствие комплексной программы, направленной на обеспечение успешной социализации детей с ограниченными возможностями, детей-инвалидов, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
  • Не сформирована единая система целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью;
  • Недостаточное внимание уделяется воспитательным целям системы образования, направленным на формирование морально-нравственных, гражданских качеств детей и молодежи;
  • Недостаточный уровень занятости обучающихся во вне учебное время и каникулярный период.

Проблемы качества образовательных услуг:

  • Несоответствие системы оценки качества дошкольного образования современным требованиям;
  • Качество и набор услуг дошкольных образовательных учреждений не в полной мере отвечают запросам родителей.

Особенностью сферы образования является то, что на нее приходится значительная часть расходов муниципального бюджета. Мероприятия в сфере дошкольного и школьного образования будут определяться миграционными тенденциями, проводимыми в России реформами бюджетной сферы и школьного образования. Мероприятия по реформированию системы финансирования школ, реформированию финансирования бюджетной сферы окажут наибольшее влияние на расходы местного бюджета.

Молодежная среда района характеризуется как положительными чертами, так и отрицательными.

К положительным можно отнести: рост общественной инициативы и высокий уровень самостоятельности и ответственности в реализации своих возможностей.

Однако развитие потенциала молодежи Нерюнгринского района сдерживается рядом негативных факторов:

Одной из основных проблем, с которыми сталкивается молодежь, является жилищная в силу достаточно высокой стоимости жилья по сравнению со среднемесячной заработной платой.

В целях реализации поддержки молодых семей в течение 2008-2011 года на территории Нерюнгринского района осуществлялась поддержка молодых семей за счет средств федерального бюджета, Республики Саха (Якутия), местного бюджета и ипотечных кредитов и займов, улучшили свои жилищные условия 38 молодых семей.

Дифференциация общества по социально экономическим характеристикам приводит к тому, что молодежь не представляет собой единой группы по базовым характеристикам: молодежь с разным уровнем дохода, характером занятости, семейным положением различается по своим материальным возможностям, ценностным ориентациям, духовным потребностям и образу жизни. В условиях продолжающегося социального расслоения у молодых граждан шансы на получение образования, жилья, достойной работы, медицинских, социально- бытовых и других услуг не равны.

Безработица. На 2011 год в Центр занятости населения Нерюнгринского района молодежи в возрасте 14-35 лет обратилось 5 358 человек. Из них молодые люди школьного возраста 873 человека, всего трудоустроено 3 432 человека. Однако приведенная статистика частично отражает реальное положение дел на рынке занятости в районе, так как большинство молодых людей, нуждающихся в работе, не обращается в Центр занятости населения, полагаясь на свои силы и пытаясь решить эту проблему самостоятельно. По данным исследования, проведенного Госкомстатом PC (Я), в среднем только около 30 % безработной молодёжи обращается в службу занятости, т.е. на самом деле показатель молодёжной безработицы в несколько раз выше официально зарегистрированного уровня.

Проблемы, связанные с организацией досуга. Для молодежи в возрасте от 16 до 22 лет данная проблема является практически определяющей для выбора места жительства и образа жизни. Социологическое исследование, проведенное в 2011 году, показало, что основной целью молодых людей является стремление покинуть Нерюнгринский район, в том числе в связи с отсутствием хорошо развитой досуговой и образовательной инфраструктуры.

Высокий уровень участия несовершеннолетних и молодежи в совершении преступлений. В 2009 году доля преступности несовершеннолетних составляла 7,8. По состоянию на 01.01.2012 года доля преступности несовершеннолетних составляла 3,4.

Недостаточный уровень информированности молодежи о своих правах и возможностях.

Основными проблемами занятости населения Нерюнгринского района являются следующие:

  • Структурная безработица – несоответствие структуры спроса на специалистов определенных профессий и структуры предложения других профессий и, как следствие, необходимость привлечения рабочей силы из-за пределов региона.
  • Дифференциация административных единиц, входящих в состав района в демографическом и социально-экономическом аспектах, и, следовательно, возникновение соответствующих проблем на рынке труда. Так уровень общей безработицы по поселкам значительно выше, чем в городе;
  • Проблема трудоустройства представителей отдельных социальнодемографических групп населения (женщины, инвалиды);
  • Высокий уровень неофициальной безработицы.

В целом по инвестиционному проекту «Комплексное развитие Южной Якутии», охватывающему также и соседние муниципальные образования, общее количество рабочих мест должно возрасти на 30 тыс. единиц к 2020 году. Следовательно, необходимо сейчас создавать условия для развития инфраструктуры, в том числе жилищной и социальной, сделать ставку на жилищное строительство, а также на создание условий для развития сферы услуг и повышение женской занятости для того, чтобы работники переезжали в муниципальный район Нерюнгринский с семьями, а не осваивали территорию «вахтовым методом».

Основу финансового потенциала района составляют местные финансы, к которым традиционно относятся финансовые ресурсы в распоряжении органов местного самоуправления, используемые на текущее содержание и развитие социально-экономической инфраструктуры района.

Финансово-экономическую основу местного самоуправления района определяет глава VIII Устава Нерюнгринского района (принят решением Нерюнгринского районного Совета от 23 декабря 2008 г. № 2-3). Согласно ст. 57 Устава, «Экономическую основу местного самоуправления составляют находящиеся в муниципальной собственности имущество, средства бюджета муниципального образования, а также имущественные права муниципального образования».

В течение последних трех лет бюджет района является профицитным.

Наименование показателя

2009

2010

2011

Общий объем доходов, млн. руб.

2796,7

2879,4

3197,4

Общий объем расходов, млн. руб.

2738,5

2857,7

3078,0

Дефицит/профицит, млн. руб.

+58,2

+21,8

+119,5

На рисунке графически представлены данные о доходах и расходах консолидированного бюджета района.

mih1.tif

Динамика доходов местного бюджета за анализируемый период была положительной. По сравнению с 2009 годом в 2011 году объем доходов увеличился на 400,7 млн. руб., ежегодный темп роста составил в среднем 8,81 %.

Наиболее сложным для муниципального образования Нерюнгринского района стал 2010 год, когда темп роста доходов бюджета опустился до уровня 2,96 %. Так как темп роста доходов был существенно ниже уровня инфляции, то это привело к снижению реальных доходов местного бюджета. В 2011 году ситуация улучшилась и доходы увеличились на 11,04 %, доходы бюджета в реальном выражении также увеличились на 4,9 %.

Динамика доходов бюджета муниципального образования «Нерюнгринский район»

Наименование показателя

2009

2010

2011

Общий объем доходов, млн. руб.

2796,7

2879,4

3197,4

Прирост/уменьшение доходов по сравнению с предыдущим периодом, млн. руб.

+210,3

+82,7

+318,0

Темп прироста доходов по сравнению с предыдущим периодом, %

8,1

3,0

11,0

Темп роста цен за указанный период**, %

8,8

8,8

6,1

Темп прироста/сокращения доходов бюджета в реальном выражении по сравнению с предыдущим периодом, %

-0,7

-5,8

+4,9

* Без учета внутренних оборотов по доходам (межбюджетных трансфертов, передаваемых на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями)

** Справочно. По данным Росстата РФ.

В 2012 году прогнозируется поступление доходов бюджета в размере 2142,4 млн. руб, что ниже фактически поступивших в бюджет средств в предыдущем 2011 году на 33,00 %. Как видно из данных таблицы 16 и рисунка 2, наблюдается поступательный рост как доходной, так и расходной части бюджета. Также постепенно увеличивается значение показателя, свидетельствующего о бюджетной обеспеченности на 1 жителя.

Объем собственных доходов бюджета, направляемых на решение вопросов местного значения без учета внутренних оборотов по доходам, в 2011 году уменьшился по сравнению с 2007 годом на 153,6 млн. руб. В 2010 году объем собственных доходов сократился на 540,0 млн. руб., одновременно с ростом субвенций в 2010 году на 63,0 % это привело к резкому снижению удельного веса собственных доходов до 44,0 %. Несмотря на увеличение собственных доходов бюджета в 2011 году, тем не менее, тенденция сокращения их удельного веса в общем объеме доходов продолжилась, что было обусловлено более высоким темпом прироста объема субвенций по сравнению с ростом объема собственных доходов.

Негативное влияние финансового кризиса 2008-2009 года сказалось на динамике собственных доходов местного бюджета с некоторым запозданием. Как видно из таблицы 13 в 2009 году объем собственных доходов бюджета в реальном выражении сократился на 4,9 %, однако наибольшее снижение произошло в 2010 году – 38,7 % в сравнении с 2009 годом. В 2011 году наметилось улучшение сложившейся ситуации. В 2012 году прогнозируется уменьшение собственных доходов бюджета на 215,6 млн. руб. (на 15,7 % по сравнению с 2011 годом). Одновременно ожидается существенное уменьшение объема субвенций – они должны составить 986,0 млн. руб., что приведет к увеличению доли собственных доходов бюджета в общем объеме доходов до 54,0 %.

Динамика объема расходов бюджета муниципального образования Нерюнгринского района за анализируемый период была положительная. Общий объем расходов бюджета в 2011 году увеличился в сравнении с 2009 годом на 339,5 млн. руб. При этом среднегодовой темп роста расходов бюджета составил 7,2 %, что в сравнении со средним за период с 2009 по 2011 год темпом роста цен 9,8 % говорит о снижении объема расходов в реальном выражении.

Объем расходов бюджета Нерюнгринского района в 2007-2011 гг.*

Наименование показателя

2009

2010

2011

Общий объем расходов, млн. руб

2738,5

2857,7

3078,0

Прирост/уменьшение расходов по сравнению с предыдущим периодом, млн. руб.

129,7

119,2

220,3

Темп прироста расходов по сравнению с предыдущим периодом, %

5,0

4,4

7,7

Темп роста цен за указанный период**, %

8,8

8,8

6,1

Темп прироста/сокращения расходов бюджета в реальном выражении по сравнению с предыдущим периодом, %

-3,8

-4,4

1,6

Анализ структуры расходов бюджета представлен в таблице.

Наименование показателя

2009

2010

2011*

Общий объем расходов

100

100

100

Общегосударственные вопросы

4,7

5,2

5,8

Национальная оборона

0

0

0,1

Национальная безопасность

0,2

0,2

0,2

Национальная экономика

1,1

1,1

1,0

Жилищно-коммунальное хозяйство

0,3

18,2

21,6

Охрана окружающей среды

0,02

0,03

0,01

Образование

45,3

43,7

46,7

Культура, кинематография, СМИ

0,3

0,6

0,7

Здравоохранение, физическая культура и спорт

9,6

12,1

11,4

Социальная политика

5,4

6,0

5,6

Межбюджетные трансферты

33,2

13,1

7,0

* В 2011 году общегосударственные расходы были рассчитаны с учетом расходов на обслуживание муниципального долга, расходы на здравоохранение были просуммированы с расходами на физическую культуру и спорт.

В структуре расходов бюджета в 2011 году 64,4 % расходов приходилось на расходы социального характера – образование, здравоохранение, физическую культуру и спорт, культуру, кинематографию и СМИ, а также на социальную политику.

Расходы на поддержание экономики составляли 22,7 % (национальная экономика, жилищно-коммунальное хозяйство, охрана окружающей среды).

Расходы на управление составляли 6,1 % (общегосударственные вопросы, национальная оборона, национальная безопасность). На межбюджетные трансферты приходилось 7,0 %. Если рассматривать динамику структуры расходов, то здесь можно отметить следующие тенденции. В первую очередь, значительный удельный вес в общем объеме расходов бюджета составляли расходы на образование, при этом их доля постепенно увеличивалась – с 45,3 % в 2007 году до 46,7 % в 2011 году. Во-вторых, почти в 1,2 % раза увеличилась доля расходов на ЖКХ – с 18,2 % в 2009 году до 21,6 % в 2011 году. В третьих, увеличился удельный вес расходов на социальную политику (в основном за счет субвенций) – с 5,4 % в 2007 году до 5,6 % в 2011 году. В четвертых, доля расходов на межбюджетные трансферты сократилась в 4,7 раза – 33,2 % до 7,0 %.

В период с 2009 по 2011 год в целом в структуре расходов бюджета происходили следующие изменения:

  • доля расходов социального характера увеличилась на 14,5 %;
  • доля расходов на поддержание экономики увеличилась в более чем в 1,2 раза;
  • удельный вес непроизводительных управленческих расходов оставался на неизменном уровне (незначительное увеличение);
  • доля расходов на межбюджетные трансферты сократила в 4,5 раза.