Научный руководитель – старший преподаватель кафедры МиИ О.П.Воронова.
Согласно проведенным исследованиям численность населения в муниципальном образовании «Нерюнгринский район» на 01 января 2011 года по данным Росстата составляла 81 564 человека.
Основные показатели, характеризующие демографическую ситуацию в Нерюнгринском районе, представлены в таблице.
В среднем численность населения сокращалась ежегодно на 1,45 % в период с 2009 по 2011 год.
Социальная сфера в районе представлена учреждениями образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта. В настоящий момент на территории Нерюнгринского района насчитывается 54 учреждения образования, 14 лечебно-профилактических учреждений и 26 учреждений культуры. Тенденции развития учреждений в ближайшее время будет определять высокий износ зданий и оборудования – 70-80 %.
Показатели |
Единица измерения |
2009 |
2010 |
2011 |
Численность населения (на конец года) |
человек |
85222 |
84602 |
81564 |
В том числе: |
||||
Городское |
человек |
84119 |
83499 |
80176 |
Сельское |
человек |
1103 |
1103 |
1388 |
Численность пенсионеров (на конец года) |
человек |
22121 |
22954 |
23370 |
из них работающих |
человек |
11287 |
11561 |
11683 |
Число умерших на 1000 населения |
5,7 |
8,7 |
9,5 |
|
Естественный прирост (убыль) на 1000 человек населения |
+220 |
+248 |
+239 |
Учреждения здравоохранения представлены 15 муниципальными и 11 частными учреждениями. Основные показатели системы здравоохранения Нерюнгринского района представлены в таблице.
№ п/п |
Показатели |
Единица измерения |
2009 |
2010 |
2011 |
1. |
Численность врачей всех специальностей: |
человек |
|||
всего |
человек |
340 |
311 |
312 |
|
2. |
на 10000 человек населения |
40 |
37,9 |
38,5 |
|
3. |
Численность среднего медицинского персонала: |
человек |
|||
всего |
человек |
977 |
858 |
837 |
|
4. |
на 10000 человек населения |
114,9 |
104,6 |
103,3 |
|
5. |
Число больничных учреждений |
единиц |
15 |
15 |
14 |
6. |
Число больничных коек |
единиц |
|||
всего |
единиц |
768 |
768 |
768 |
|
7. |
на 10000 человек населения |
90,3 |
91,4 |
94,8 |
|
8. |
Число врачебных амбулаторнополиклинических учреждений |
единиц |
|||
9. |
Мощность врачебных амбулаторно- поликлинических учреждений |
посещений в смену |
|||
всего |
2117 |
2116 |
2031 |
||
10. |
на 10000 человек населения |
249,05 |
251,9 |
250,7 |
|
11. |
Число случаем смерти лиц в возрасте до 65 лет |
Случаев на 100 тыс. человек |
809,2 |
327,4 |
656,6 |
12. |
Число муниципальных учреждений здравоохранения, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта |
единиц |
12 |
2 |
2 |
Как мы можем видеть по данным таблицы, в Нерюнгринском районе идет неуклонное снижение обеспеченности населения района медицинским персоналом (в первую очередь, узкопрофильными специалистами). Мощность поликлиник и диспансеров Нерюнгринского района, в 2011 году составила 2155 посещений в смену.
В 2011 году было зарегистрировано 512,5 тысяч посещений к врачам, на одного жителя района приходится 8 посещений в год. Из общего числа посещений по поводу заболеваний было принято – 68,3 % обратившихся (РС/Я/-56,9), доля посещений с профилактической целью составила – 31,7 % (РС/Я/-43,1).
В среднем количество жителей на участке у терапевта – 1700 человек; у педиатра – детей от 0 до 18 лет – 800 человек. Хорошие показатели демонстрируются в сфере вакцинации населения и иммунопрофилактики.
Система образования Нерюнгринского района представлена 54 образовательными учреждениями, из них:
18 общеобразовательных школ;
1 образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста;
22 дошкольных образовательных учреждения;
3 специальных (коррекционных) образовательных учреждения;
7 учреждений дополнительного образования детей;
1 учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
2 внешкольных (прочих) муниципальных учреждения.
Основные показатели системы образования представлены в таблице.
№ п/п |
Показатели |
Единица измерения |
2009 |
2010 |
2011 |
1. |
Численность детей на 100 мест в дошкольных образовательных учреждениях |
человек |
157 |
161 |
131 |
2. |
Число государственных дневных общеобразовательных учреждений (на начало учебного года) |
единиц |
21 |
21 |
21 |
3. |
Численность учащихся государственных дневных общеобразовательных учреждений |
человек |
9679 |
9605 |
9755 |
В целом основные проблемы системы образования Нерюнгринского района можно разделить на следующие блоки:
Проблемы ресурсного обеспечения:
- Недостаточное материально-техническое оснащение образовательных учреждений;
- Нехватка квалифицированных специалистов в образовательных учреждениях, расположенных в отдаленных местностях;
- Нехватка квалифицированных специалистов в дошкольных образовательных учреждениях;
- Сохранение большой доли педагогов пенсионного возраста в общем количество педагогического состава;
- Недостаточный уровень профессиональной квалификации работников образования, отвечающей вызовам времени;
- Несоответствие помещений и территорий образовательных учреждений требованиям новых СанПиН, необходимость обеспечения комфортных условий участникам образовательного процесса;
- Незначительный дефицит мест в детских общеобразовательных учреждениях, снижение доступности дошкольного образования;
- Отсутствие комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений.
Проблемы информационного блока:
- Отсутствие системности в использовании ОУ ИКТ и электронных образовательных ресурсов;
- Отсутствие целостной системы электронной образовательной среды как фактора повышения качества образования;
- Недостаточные условия равнодоступности информационных, культурных, образовательных ресурсов для разных категорий детей по реализации своих способностей и их потенциальному раскрытию;
- Отсутствие развитого сектора частных дошкольных образовательных учреждений.
Проблемы, связанные с внеучебной деятельностью:
- Отсутствие комплексной программы, направленной на обеспечение успешной социализации детей с ограниченными возможностями, детей-инвалидов, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- Не сформирована единая система целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью;
- Недостаточное внимание уделяется воспитательным целям системы образования, направленным на формирование морально-нравственных, гражданских качеств детей и молодежи;
- Недостаточный уровень занятости обучающихся во вне учебное время и каникулярный период.
Проблемы качества образовательных услуг:
- Несоответствие системы оценки качества дошкольного образования современным требованиям;
- Качество и набор услуг дошкольных образовательных учреждений не в полной мере отвечают запросам родителей.
Особенностью сферы образования является то, что на нее приходится значительная часть расходов муниципального бюджета. Мероприятия в сфере дошкольного и школьного образования будут определяться миграционными тенденциями, проводимыми в России реформами бюджетной сферы и школьного образования. Мероприятия по реформированию системы финансирования школ, реформированию финансирования бюджетной сферы окажут наибольшее влияние на расходы местного бюджета.
Молодежная среда района характеризуется как положительными чертами, так и отрицательными.
К положительным можно отнести: рост общественной инициативы и высокий уровень самостоятельности и ответственности в реализации своих возможностей.
Однако развитие потенциала молодежи Нерюнгринского района сдерживается рядом негативных факторов:
Одной из основных проблем, с которыми сталкивается молодежь, является жилищная в силу достаточно высокой стоимости жилья по сравнению со среднемесячной заработной платой.
В целях реализации поддержки молодых семей в течение 2008-2011 года на территории Нерюнгринского района осуществлялась поддержка молодых семей за счет средств федерального бюджета, Республики Саха (Якутия), местного бюджета и ипотечных кредитов и займов, улучшили свои жилищные условия 38 молодых семей.
Дифференциация общества по социально экономическим характеристикам приводит к тому, что молодежь не представляет собой единой группы по базовым характеристикам: молодежь с разным уровнем дохода, характером занятости, семейным положением различается по своим материальным возможностям, ценностным ориентациям, духовным потребностям и образу жизни. В условиях продолжающегося социального расслоения у молодых граждан шансы на получение образования, жилья, достойной работы, медицинских, социально- бытовых и других услуг не равны.
Безработица. На 2011 год в Центр занятости населения Нерюнгринского района молодежи в возрасте 14-35 лет обратилось 5 358 человек. Из них молодые люди школьного возраста 873 человека, всего трудоустроено 3 432 человека. Однако приведенная статистика частично отражает реальное положение дел на рынке занятости в районе, так как большинство молодых людей, нуждающихся в работе, не обращается в Центр занятости населения, полагаясь на свои силы и пытаясь решить эту проблему самостоятельно. По данным исследования, проведенного Госкомстатом PC (Я), в среднем только около 30 % безработной молодёжи обращается в службу занятости, т.е. на самом деле показатель молодёжной безработицы в несколько раз выше официально зарегистрированного уровня.
Проблемы, связанные с организацией досуга. Для молодежи в возрасте от 16 до 22 лет данная проблема является практически определяющей для выбора места жительства и образа жизни. Социологическое исследование, проведенное в 2011 году, показало, что основной целью молодых людей является стремление покинуть Нерюнгринский район, в том числе в связи с отсутствием хорошо развитой досуговой и образовательной инфраструктуры.
Высокий уровень участия несовершеннолетних и молодежи в совершении преступлений. В 2009 году доля преступности несовершеннолетних составляла 7,8. По состоянию на 01.01.2012 года доля преступности несовершеннолетних составляла 3,4.
Недостаточный уровень информированности молодежи о своих правах и возможностях.
Основными проблемами занятости населения Нерюнгринского района являются следующие:
- Структурная безработица – несоответствие структуры спроса на специалистов определенных профессий и структуры предложения других профессий и, как следствие, необходимость привлечения рабочей силы из-за пределов региона.
- Дифференциация административных единиц, входящих в состав района в демографическом и социально-экономическом аспектах, и, следовательно, возникновение соответствующих проблем на рынке труда. Так уровень общей безработицы по поселкам значительно выше, чем в городе;
- Проблема трудоустройства представителей отдельных социальнодемографических групп населения (женщины, инвалиды);
- Высокий уровень неофициальной безработицы.
В целом по инвестиционному проекту «Комплексное развитие Южной Якутии», охватывающему также и соседние муниципальные образования, общее количество рабочих мест должно возрасти на 30 тыс. единиц к 2020 году. Следовательно, необходимо сейчас создавать условия для развития инфраструктуры, в том числе жилищной и социальной, сделать ставку на жилищное строительство, а также на создание условий для развития сферы услуг и повышение женской занятости для того, чтобы работники переезжали в муниципальный район Нерюнгринский с семьями, а не осваивали территорию «вахтовым методом».
Основу финансового потенциала района составляют местные финансы, к которым традиционно относятся финансовые ресурсы в распоряжении органов местного самоуправления, используемые на текущее содержание и развитие социально-экономической инфраструктуры района.
Финансово-экономическую основу местного самоуправления района определяет глава VIII Устава Нерюнгринского района (принят решением Нерюнгринского районного Совета от 23 декабря 2008 г. № 2-3). Согласно ст. 57 Устава, «Экономическую основу местного самоуправления составляют находящиеся в муниципальной собственности имущество, средства бюджета муниципального образования, а также имущественные права муниципального образования».
В течение последних трех лет бюджет района является профицитным.
Наименование показателя |
2009 |
2010 |
2011 |
Общий объем доходов, млн. руб. |
2796,7 |
2879,4 |
3197,4 |
Общий объем расходов, млн. руб. |
2738,5 |
2857,7 |
3078,0 |
Дефицит/профицит, млн. руб. |
+58,2 |
+21,8 |
+119,5 |
На рисунке графически представлены данные о доходах и расходах консолидированного бюджета района.
Динамика доходов местного бюджета за анализируемый период была положительной. По сравнению с 2009 годом в 2011 году объем доходов увеличился на 400,7 млн. руб., ежегодный темп роста составил в среднем 8,81 %.
Наиболее сложным для муниципального образования Нерюнгринского района стал 2010 год, когда темп роста доходов бюджета опустился до уровня 2,96 %. Так как темп роста доходов был существенно ниже уровня инфляции, то это привело к снижению реальных доходов местного бюджета. В 2011 году ситуация улучшилась и доходы увеличились на 11,04 %, доходы бюджета в реальном выражении также увеличились на 4,9 %.
Динамика доходов бюджета муниципального образования «Нерюнгринский район»
Наименование показателя |
2009 |
2010 |
2011 |
Общий объем доходов, млн. руб. |
2796,7 |
2879,4 |
3197,4 |
Прирост/уменьшение доходов по сравнению с предыдущим периодом, млн. руб. |
+210,3 |
+82,7 |
+318,0 |
Темп прироста доходов по сравнению с предыдущим периодом, % |
8,1 |
3,0 |
11,0 |
Темп роста цен за указанный период**, % |
8,8 |
8,8 |
6,1 |
Темп прироста/сокращения доходов бюджета в реальном выражении по сравнению с предыдущим периодом, % |
-0,7 |
-5,8 |
+4,9 |
* Без учета внутренних оборотов по доходам (межбюджетных трансфертов, передаваемых на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями)
** Справочно. По данным Росстата РФ.
В 2012 году прогнозируется поступление доходов бюджета в размере 2142,4 млн. руб, что ниже фактически поступивших в бюджет средств в предыдущем 2011 году на 33,00 %. Как видно из данных таблицы 16 и рисунка 2, наблюдается поступательный рост как доходной, так и расходной части бюджета. Также постепенно увеличивается значение показателя, свидетельствующего о бюджетной обеспеченности на 1 жителя.
Объем собственных доходов бюджета, направляемых на решение вопросов местного значения без учета внутренних оборотов по доходам, в 2011 году уменьшился по сравнению с 2007 годом на 153,6 млн. руб. В 2010 году объем собственных доходов сократился на 540,0 млн. руб., одновременно с ростом субвенций в 2010 году на 63,0 % это привело к резкому снижению удельного веса собственных доходов до 44,0 %. Несмотря на увеличение собственных доходов бюджета в 2011 году, тем не менее, тенденция сокращения их удельного веса в общем объеме доходов продолжилась, что было обусловлено более высоким темпом прироста объема субвенций по сравнению с ростом объема собственных доходов.
Негативное влияние финансового кризиса 2008-2009 года сказалось на динамике собственных доходов местного бюджета с некоторым запозданием. Как видно из таблицы 13 в 2009 году объем собственных доходов бюджета в реальном выражении сократился на 4,9 %, однако наибольшее снижение произошло в 2010 году – 38,7 % в сравнении с 2009 годом. В 2011 году наметилось улучшение сложившейся ситуации. В 2012 году прогнозируется уменьшение собственных доходов бюджета на 215,6 млн. руб. (на 15,7 % по сравнению с 2011 годом). Одновременно ожидается существенное уменьшение объема субвенций – они должны составить 986,0 млн. руб., что приведет к увеличению доли собственных доходов бюджета в общем объеме доходов до 54,0 %.
Динамика объема расходов бюджета муниципального образования Нерюнгринского района за анализируемый период была положительная. Общий объем расходов бюджета в 2011 году увеличился в сравнении с 2009 годом на 339,5 млн. руб. При этом среднегодовой темп роста расходов бюджета составил 7,2 %, что в сравнении со средним за период с 2009 по 2011 год темпом роста цен 9,8 % говорит о снижении объема расходов в реальном выражении.
Объем расходов бюджета Нерюнгринского района в 2007-2011 гг.*
Наименование показателя |
2009 |
2010 |
2011 |
Общий объем расходов, млн. руб |
2738,5 |
2857,7 |
3078,0 |
Прирост/уменьшение расходов по сравнению с предыдущим периодом, млн. руб. |
129,7 |
119,2 |
220,3 |
Темп прироста расходов по сравнению с предыдущим периодом, % |
5,0 |
4,4 |
7,7 |
Темп роста цен за указанный период**, % |
8,8 |
8,8 |
6,1 |
Темп прироста/сокращения расходов бюджета в реальном выражении по сравнению с предыдущим периодом, % |
-3,8 |
-4,4 |
1,6 |
Анализ структуры расходов бюджета представлен в таблице.
Наименование показателя |
2009 |
2010 |
2011* |
Общий объем расходов |
100 |
100 |
100 |
Общегосударственные вопросы |
4,7 |
5,2 |
5,8 |
Национальная оборона |
0 |
0 |
0,1 |
Национальная безопасность |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
Национальная экономика |
1,1 |
1,1 |
1,0 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
0,3 |
18,2 |
21,6 |
Охрана окружающей среды |
0,02 |
0,03 |
0,01 |
Образование |
45,3 |
43,7 |
46,7 |
Культура, кинематография, СМИ |
0,3 |
0,6 |
0,7 |
Здравоохранение, физическая культура и спорт |
9,6 |
12,1 |
11,4 |
Социальная политика |
5,4 |
6,0 |
5,6 |
Межбюджетные трансферты |
33,2 |
13,1 |
7,0 |
* В 2011 году общегосударственные расходы были рассчитаны с учетом расходов на обслуживание муниципального долга, расходы на здравоохранение были просуммированы с расходами на физическую культуру и спорт.
В структуре расходов бюджета в 2011 году 64,4 % расходов приходилось на расходы социального характера – образование, здравоохранение, физическую культуру и спорт, культуру, кинематографию и СМИ, а также на социальную политику.
Расходы на поддержание экономики составляли 22,7 % (национальная экономика, жилищно-коммунальное хозяйство, охрана окружающей среды).
Расходы на управление составляли 6,1 % (общегосударственные вопросы, национальная оборона, национальная безопасность). На межбюджетные трансферты приходилось 7,0 %. Если рассматривать динамику структуры расходов, то здесь можно отметить следующие тенденции. В первую очередь, значительный удельный вес в общем объеме расходов бюджета составляли расходы на образование, при этом их доля постепенно увеличивалась – с 45,3 % в 2007 году до 46,7 % в 2011 году. Во-вторых, почти в 1,2 % раза увеличилась доля расходов на ЖКХ – с 18,2 % в 2009 году до 21,6 % в 2011 году. В третьих, увеличился удельный вес расходов на социальную политику (в основном за счет субвенций) – с 5,4 % в 2007 году до 5,6 % в 2011 году. В четвертых, доля расходов на межбюджетные трансферты сократилась в 4,7 раза – 33,2 % до 7,0 %.
В период с 2009 по 2011 год в целом в структуре расходов бюджета происходили следующие изменения:
- доля расходов социального характера увеличилась на 14,5 %;
- доля расходов на поддержание экономики увеличилась в более чем в 1,2 раза;
- удельный вес непроизводительных управленческих расходов оставался на неизменном уровне (незначительное увеличение);
- доля расходов на межбюджетные трансферты сократила в 4,5 раза.