Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) представляет собой центр пересечения экономических, геополитических, военно-стратегических и других интересов ведущих государств мира, в первую очередь, России, США, Китая, Японии. «Многомерная архитектура полицентричного региона» определяет тенденцию развития в АТР «сетевой дипломатии» [1] В отсутствии институционально оформленного интеграционного объединения, способного выступить регулятором отношений в регионе, здесь активно формируются партнерские сети многосторонних организаций и форумов. Наиболее крупными из них – это Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) и др.
Наряду с укреплением связей между странами региона происходит расширение сотрудничества в европейском направлении. В АТР формируется «новая» архитектура безопасности и развития. В этих условиях перед Россией виду ее евразийского положения, открываются новые перспективы сотрудничества. АТР – один из очевидных приоритетов внешней политики России, обуславливающих её активное участие в региональных делах, нацеленность на развитие диалога, подключение к интеграционным процессам.
Российский Дальний Восток и Восточная Сибирь России являются неотъемлемой частью АТР, что предполагает к более глубокому их вовлечению в региональную архитектуру сетевой кооперации. В последние годы политика России в этом направлении значительно активизировались. На саммите АТЭС-2012 был подписан ряд соглашений о сотрудничестве с Китаем и Японией по развитию российского Дальнего Востока и Сибири. Привлечение к сотрудничеству Японии, Китая, других стран отвечает экономическим и политическим интересам России. По мнению Барановского В.Г., для страны это сотрудничество крайне важно, поскольку этот регион находится на некотором отдалении от основных экономических центров России. Дальний Восток в среднем на единицу производимого внутреннего продукта в расчете на душу населения нуждается в инвестициях в большей степени, чем страна в целом. Массированный приток инвестиций – это серьезная задача, без ее решения поднять Дальний Восток, добиться его превращения в полноценный регион, который был бы в полной мере мощным элементом нашего экономического могущества, практически невозможно[2].
Главным приоритетом политики России в АТР является развитие ее восточных регионов. Развитие международного сотрудничества должно обслуживать потребности региональной модернизации, так и задавать нужное направление для проведения необходимых внутренних преобразований. В связи с этим отечественные исследователи выделяют ряд задач на 2012-2018 гг.: 1) привлечение на Дальний Восток и в Сибирь инвестиций, технологий, специалистов и рабочей силы для создания современной транспортной инфраструктуры и производств; 2) постепенное расширение ниши России в АТР: от энергоресурсов и тразитных возможностей к космическим, а в перспективе и к образовательным услугам; 3) закрепление за Россией устойчивых позиций на продовольственных рынках региона; 4) развитие туристической инфраструктуры Сибири и Дальнего Востока; 5) широкое экономическое сотрудничество на уровне регионов: не только с Северо-востоком Китая, но и с Тайванем, Южной Кореей, западными штатами США – от Аляски до Калифорнии, Канадой, японскими префектурами, Австралией и Новой Зеландией; 6) активизация связей с АСЕАН как наиболее динамичной региональной структурой; 7) позиционирование России в качестве основного сухопутного (Транссибирская магистраль) и морского (Северный морской путь) транспортного коридора между Восточной Азией и Европой; 8) осуществление «двойной интеграции»: Восточной России в общее экономическое пространство страны, с одной стороны, Российской Федерации в АТР – с другой [3].
Таким образом, одной из важнейших задач для России является наиболее эффективное инкорпорирование её восточных регионов в формирующуюся архитектонику безопасности и развития в АТР [4] . Россия должна взять на себя функцию активного лоббирования включения восточных регионов РФ в АТР на основе трансформации концептуальных, институциональных и геополитических основ интеграции в данном направлении. Эта цивилизационная стратегия должна стать общей оболочкой для всех дипломатических, экономических и военных инициатив России в АТР.
Исследование выполнено при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, соглашение 14.B37.21.0977.