Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

1
1

Освоение эмоционального значения ситуации материнско-детского взаимодействия начинается с периода беременности и продолжается после рождения ребенка. На первых этапах формирования детско-родительского взаимодействия большое значение имеет аффективная характеристика эмоциональной сферы беременной женщины. Именно переживания, начавшиеся от момента идентификации беременности и продолжающиеся на всем ее протяжении, принимают участие в формировании гестационной доминанты и определяют характер диадических отношений.

В этой связи целью настоящего исследования являлось изучение эмоциональной сферы беременной женщины как условия формирования детско-родительского отношения.

Рассмотрим особенности формирования детско-родительского взаимодействия на модели семьи ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Среди нарушений развития личности в популяции он встречается достаточно часто, в 4,7 % случаев, что делает его удобной моделью для изучения различных феноменов.

Исследование проводилось на выборке из 573 детей и их родителей. Она была разделена на две группы: родители детей с СДВГ – 27 человек и детей без СДВГ – 546 человек (группы были сопоставимы). Методы работы: анализ медицинской документации, беседа, тест отношений беременной для ретроспективного исследования ((ТОБ(р), Добрякова И.В.), статистические методы: χ2 критерий Пирсона, факторный анализ.

Было установлено, что среди неблагоприятных факторов антенатального периода у матерей детей с СДВГ наиболее часто выявлялись – гестоз беременности – 12 (43 %), хронические заболевания матери – 10 (36 %). Среди интрантальных –, преждевременные роды – 3 (12 %), кесарево сечение – 4 (14 %). Причем неблагоприятное течение беременности у матерей детей с СДВГ отмечалось гораздо чаще. Многие из обследованных нами детей с СДВГ также имели проблемы перинатального периода. Так перинатальный анамнез достоверно чаще был отягощен у детей с СДВГ (критерий хи-квадрат = 20,46, при р < 0,05): в обычной группе факторы неблагополучия встречались у 224 (41 %) детей, при СДВГ у – 24 (87 %), причем: у 14 (53 %) – был отягощен антенатальный период, у 4 (15 %) – интранатальный, у 2 (8 %) – постнатальный, у 6 (23 %) – патологические факторы действовали на различных этапах перинатального развития.

Результаты исследования по методике (ТОБ (р)), а также информация полученная в ходе беседы показали, что 15 из 27 опрошенных женщин (57 %), воспитывающих детей с СДВГ в период беременности были подвержены тревоге, страху, беспокойству, что соответствует тревожному типу психологического компонента гестационной доминанты (ПКГД) и встречается при данном нарушении формирования личности ребенка гораздо чаще, чем в среде матерей, дети которых не имеют личностных нарушений (критерий хи-квадрат = 40,81, при р < 0,05). Оптимальный – у 5 (20 %) беременных и гипогестогнозический – у 5 беременных (20 %) типы ПКГД регистрировались гораздо реже. Депрессивный тип отмечался у 2 (3 %) женщин. Эйфорический тип у матерей детей с СДВГ не выявлялся.

Тип формирования ПКГД у женщин с детьми без нарушений развития личности распределялся иным образом. Наиболее часто встречался оптимальный тип – у 349 (64 %) женщин, реже встречались гипогестогностический тип – 98 человек (18 %) и тревожный тип – 65 человек (12 %). Депрессивный и эйфорический типы встречались у 27 (5 %) и 6 (1 %) матерей соответственно.

Интересен тот факт, что тревожный тип ПКГД у матерей детей с СДВГ реализовался преимущественно Блоком В: Отношение к отношению окружающих. Причем на раздел «отношение к мужу» и «отношение к близким» приходится 22 % факторной нагрузки, а на раздел «отношение к посторонним» – 18 % факторной нагрузки из всех причин формирования повышенного уровня тревожности. ПКГД матерей детей без нарушений развития формируется практически под равноценным влиянием рассматриваемых компонентов из различных блоков (блок А: Отношение к себе беременной, блок Б: Отношения в системе мать и дитя, блок В: Отношение к отношению окружающих).

Итак, можно говорить о том, что беременность матерей детей без СДВГ протекает физиологично, с формированием типичной доминанты беременности, центрированной на диадических отношениях, отношению к родам, отношениях с близкими, отношении к себе беременной. А беременность матерей детей с СДВГ связана с повышенным уровнем тревожности и в условиях повышенной зависимости от отношений с окружающими. Онтогенез детско-родительского взаимодействия в таких семьях на ранних этапах становления опосредуется повышенным уровнем тревожности матери во время беременности. Выявленные закономерности необходимо учитывать при планировании профилактических мероприятий по гармонизации детско-родительского взаимодействия уже на этапе планирования беременности.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ («Исследование трансгенерационных механизмов формирования родительства»), проект № 12-16-67009 а/р.