Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

1 1
1 Volgograd State Technical University

В настоящее время технология производства высококачественных автомобильных бензинов на современных НПЗ предполагает компаундирование нескольких составляющих. Базовыми компонентами процесса получения данных бензинов служат продукты процессов каталитического крекинга, риформинга и изомеризации узких бензиновых фракций.

Качество бензинов, получаемых в результате вышеуказанных процессов, напрямую зависит от качества используемых бензиновых фракций. В связи с этим повышение четкости разделения прямогонного бензина (нк – 180 °С) на установках вторичной перегонки является актуальной задачей, требующей рационального и экономически выгодного решения.

На установке вторичной ректификации типа 22/5, производительностью 2,05 млн т в год, бензиновую фракцию нк – 180 °С разделяют на три узких фракции: нк – 75 °С, 75–100 °С и 100 °С – кк.

С целью выявления путей интенсификации работы данной установки нами проведен её структурно-функциональный анализ на всех уровнях процесса. Технологические решения, обеспечивающие более четкое разделение бензиновой фракции, могут меняться от регулирования параметров процесса до модернизации установки. В каждом случае оптимальное решение будет зависеть от схемы НПЗ, имеющегося оборудования и экономической целесообразности. На основании проведенного анализа и патентно-информационного поиска установлено, что увеличение четкости разделения бензиновой фракции возможно за счет замены массообменных контактных устройств (клапанных тарелок) на регулярную структурированную насадку Koch-Sulzer [1] или путем ввода в эксплуатацию третей ректификационной колонны, которая позволит выделять фракцию С6+, которая является сырьем установки изомеризации.

Таким образом, проведенный структурно-функциональный анализ позволил выделить основные подсистемы и их функции, сформировать технические требования к работе данной системы и предложить пути совершенствования работы установки вторичной ректификации бензиновой фракции.