В современном обществе здоровье рассматривается, как социальное свойство личности, качественный и количественный уровень которого обеспечивает человеку конкурентоспособность, благополучие семьи, профессиональный рост. В настоящее время существуют различные многочисленные определения и ракурсы рассмотрения феномена здоровья и культуры здоровья. С этим связана сложность разработки программ по формированию культуры здоровья у населения и, в частности, у молодежи.
Методы и организация исследования
Выделяют, например, некоторые наиболее известные подходы к пониманию сущности здоровья: медицинский, гигиенический, психологический, религиозный, биолого-информационный. В зависимости от этих подходов оздоровительная деятельность также понимается по-разному. С точки зрения аксиологического подхода, здоровье выступает как универсальная человеческая ценность, соотносится с основными ценностными ориентациями личности, и занимает определенное положение в ценностной иерархии. Доминирование тех или иных ценностей, также как и их переоценка, кризис, рассматриваются в качестве факторов, определяющих здоровье индивида или негативно влияющие на него. Аксиологический подход был предложен еще Платоном, который в своем диалоге «Законы» поместил «здоровое состояние души» (наряду с разумением, справедливостью и мужеством) в иерархию человеческих и божественных благ. Результаты опросов взрослого населения и студентов показывают, что подавляющее большинство респондентов в системе ценностей помещает здоровье на 1-2 ранговое место. Причем, родители особо выделяют здоровье своих детей среди остальных слагаемых благополучия. Однако более глубокий социологический анализ обнаружил: для граждан собственное здоровье и здоровье своих детей ценно не само по себе, а как средство достижения жизненных целей, т.е. инструментально. Представляется, соответственно, что физическое и психическое здоровье современного студента важно не само по себе, а как средство для достижения успехов в учебе, приобретения более высокого рейтинга в вузе.
Результаты исследования и их обсуждение
По данным социологических опросов, проведенных нами в лицее и школах г. Перми, среди важнейших приоритетов первые-вторые места респонденты отдают сохранению здоровья. Однако это было обусловлено дороговизной лечения, а не осознанным стремлением к здоровому образу жизни. На вопрос анкеты «Ниже перечислены некоторые жизненные ценности, к которым может стремиться взрослый человек. Выберите пять «самых-самых» важных для Вас» - нами были получены следующие ответы респондентов из 4-х групп (% от общего числа опрошенных по каждой группе) (табл. 1):
Таблица 1
Жизненные ценности |
Лицеисты |
Родители |
Учителя |
|
10 класс |
11 класс |
|||
Хорошая семья и дети |
87 |
88 |
86 |
91 |
Хорошее здоровье |
68 |
70 |
80 |
76 |
Любимая работа, успешная деловая карьера |
68 |
67 |
72 |
62 |
Материальное благополучие, экономическая независимость, самостоятельность |
58 |
46 |
65 |
79 |
Хорошие жилищные условия |
42 |
46 |
27 |
52 |
Сознание того, что приносишь пользу людям |
23 |
25 |
16 |
11 |
Содержательный, интересный досуг, возможность заниматься любимыми увлечениями в свободное время |
27 |
20 |
23 |
11 |
Порядочность, совестливость, доброе имя |
23 |
23 |
40 |
17 |
Хорошие товарищи, верные друзья |
66 |
54 |
47 |
37 |
Чувство безопасности от насилия, грабежа, разбоя, воровства |
21 |
16 |
22 |
13 |
Другие |
1,6 |
1,5 |
2,1 |
0,5 |
Затруднились ответить |
1,4 |
1,9 |
0,7 |
0,7 |
Нетрудно видеть, что здоровье занимает «вторую «твёрдую» позицию как у лицеистов, так и их родителей. Иерархия жизненных ценностей юношей и девушек, молодых людей, учащихся лицея и школ, практически, идентична (табл. 2).
Таблица 2
Жизненные ценности |
Лицеисты |
Школьники |
|
Юноши |
Девушки |
||
Хорошая семья и дети |
89 |
87 |
88 |
Хорошее здоровье |
66 |
72 |
70 |
Любимая работа, успешная деловая карьера |
69 |
70 |
67 |
Материальное благополучие, экономическая независимость, самостоятельность |
58 |
61 |
46 |
Сознание того, что приносишь пользу людям |
26 |
21 |
25 |
Хорошие жилищные условия |
41 |
44 |
46 |
Содержательный, интересный досуг, возможность заниматься любимыми увлечениями в свободное время |
31 |
24 |
20 |
Естественно, преобладающая мотивация ответа связана с низким уровнем доходов большей части населения страны. Нельзя забывать: здоровый человек обладает высокой работоспособностью и, следовательно, может выполнить больше работы и получить более высокую оплату. Таким образом, через укрепление здоровья можно повысить и уровень благосостояния.
Замеченная тенденция, когда здоровье выступает средством для других целей, просматривается и через следующие вопросы. Так, если бы респондентам предложили поехать работать в страну, климат которой вреден для здоровья, менее половины отказались бы от поездки: четверть поехала бы, предварительно подлечившись: пятая часть респондентов не знала, как бы они поступили, а 12% поехали бы «несмотря ни на что». На вопрос о том, при каких условиях респонденты пошли бы работать на вредное производство, только 27% заявили, что «ни при каких», а 70% пошли бы работать.
Социально-экономические преобразования, произошедшие в последние 10-15 лет в России, и недостаточная эффективность отечественной системы здравоохранения обусловливают системное ухудшение состояния здоровья, рост заболеваемости и смертности населения России, в том числе детей и подростков. Современная социальная политика в сфере здравоохранения ориентирована в основном на улучшение качества медицинского обслуживания, а не на формирование основ санитарно-гигиенической и физической культуры, здорового стиля жизни, здоровьесберегающего поведения. Как отмечают зарубежные и российские исследователи, изучению состояния здоровья и образа жизни детей школьного возраста до недавнего времени не уделялось должного внимания. Это объясняется тем, что школьники рассматривались как социальная группа, которая характеризуется наименьшим риском смертности и заболеваемости, с одной стороны, и относительно низким (по сравнению с другими группами населения) уровнем социальной и политической активности - с другой. Выраженное ухудшение здоровья школьников в разных странах мира, объясняющееся негативным влиянием различных факторов, возникновение и распространение таких явлений и болезней, как детская преступность, токсикомания, наркомания, ВИЧ-инфицированность и другие, способствуют изменению отношения членов правительства, руководящих работников системы здравоохранения, образования и других ведомств к проблемам детей и подростков.
Сохраняется сравнительно высокий уровень смертности в детском и подростковом возрасте. При этом основной причиной смерти являются несчастные случаи, отравления и травмы. Вот данные, подтверждающие это (табл. 3):
Таблица 3
Умерло в возрасте 15-17 лет в расчёте на 100 тыс. подростков
Субъекты РФ |
Умерли в 2011 г. |
|
Всего |
В том числе от несчастных случаев, отравлений, травм |
|
Курганская обл. |
151 |
109 |
Свердловская обл. |
164 |
120 |
Челябинская обл. |
169 |
140 |
Тюменская обл. |
149 |
121 |
в том числе: |
||
Ханты-Мансийский АО |
123 |
105 |
Ямало-Ненецкий АО |
148 |
128 |
Результаты комплексных медицинских осмотров детей и подростков России свидетельствуют о том, что только 15% детей считаются полностью здоровыми. Заболеваемость детей в последние годы составляет около 1400-1500, а подростков - 2500 и более болезней на каждые 1000 человек, прошедших медицинский осмотр. Всероссийская диспансеризация детей в возрасте до 18 лет проводилась по всей стране с 15 апреля 2002 года. Осмотру подлежали все дети, включая тех, кто воспитывался в детских домах и домах ребенка, а также беспризорников. Поэтому полученные данные можно считать достаточно представительными. На вопрос анкеты «Сколько примерно дней Вы (ваши дети) пропустили по болезни с января этого года?» нами были получены следующие ответы (% от общего числа опрошенных по каждой группе):
Таблица 4
Пропустил по болезни |
Лицеисты |
Учащиеся школы города |
||
10 класс |
11 класс |
юноши |
девушки |
|
Не более трех дней |
17 |
21 |
18 |
16 |
4-5 |
12 |
14 |
13 |
12 |
6-10 |
16 |
14 |
14 |
18 |
11-15 |
11 |
9 |
12 |
11 |
16-20 дней |
6 |
5 |
5 |
7 |
Более 20-ти дней |
8 |
9 |
8 |
8 |
Ни одного |
30 |
27 |
31 |
29 |
Затруднились ответить |
0,8 |
2,0 |
- |
- |
Самосохранительное отношение и поведение» индивида вытекает из знания и принятия им основных социальных ценностей человека: индивидуального смысла жизни, направленного на самореализацию духовных и физических способностей и потенциальных возможностей в здоровье, любви, красоте, материальном благополучии, общении с людьми и т.п. Основой здесь выступает биологический инстинкт самосохранения человека, осознанный применительно к социально-культурным условиям существования Важную роль в процессе осознания и принятия в качестве цели самосохранительного поведения играют знания о природе, сущности человека, его здоровье и факторах, его сохраняющих.
В отличие от этого, содержание саморазрушительного поведения индивида характеризуется нежеланием считаться с нормами здорового образа жизни, питания, режима работы и отдыха, оздоровительными рекомендациями валеологии, предписаниями медицины, санитарии и гигиены. Великий философ древности Платон называл «хромым» человека, который не умел плавать и бегать. Аристотель проводил уроки, прогуливаясь вместе с учениками «Мысль становится живее, когда тело разогрето прогулкой»,- говорил он [1]. Классический пример - Илья Ильич Обломов. Вспомните, как просыпался он, будучи нормальным, здоровым ребенком: «...такой бодрый, свежий, веселый; он чувствует: в нем играет что-то, кипит, точно поселился бесенок какой-нибудь, который так и поддразнивает его то влезть на крышу, то сесть на савраску да поскакать в луга... или посидеть на заборе верхом... или вдруг захочется пуститься бегом по деревне, потом в поле, по буеракам, в березняк...». Любящие родители изо всех сил постарались лишить своего дитятю радостного мира движения, вовсю боролись с бесенком, жаждущим деятельности! На смену движению пришли покой, бездействие, праздность, живой и активный мальчик превратился в малоподвижного лежебоку. Каков же результат? Так ли уж случайно «похоронил» Гончаров своего героя очень рано, в тридцать с небольшим лет?
Еще Гиппократ писал: «Как суконщики чистят сукна, выбивая их от пыли, так гимнастика очищает организм» [2]. Занятия гигиенической гимнастикой не исключают её превращения в тренировочную. Тогда к ней добавляют специальные упражнения на гибкость, силу, прыгучесть, равновесие, ловкость, выносливость. Это бег, прыжки в длину и высоту, и пр. На вопрос анкеты нашим респондентам «Ваше участие в спорте» - нами были получены следующие ответы (% от общего числа опрошенных по каждой группе):
Таблица 5
Виды занятий |
Лицеисты |
Родители |
Учителя |
|||
10 класс |
11 класс |
|||||
Делаю физзарядку |
Более или менее регулярно |
14 |
14 |
14 |
6 |
|
От случая к случаю |
19 |
19 |
29 |
22 |
||
Занимаюсь в спортивной секции |
24 |
31 |
2,7 |
4,1 |
||
Иногда участвую в соревнованиях |
13 |
18 |
3,3 |
6 |
||
Хожу в тренажёрный зал |
9 |
9 |
9 |
14 |
||
Сам индивидуально: |
Занимаюсь бегом |
10 |
11 |
2,7 |
3,6 |
|
Хожу на лыжах |
11 |
7 |
13 |
11 |
||
Люблю плавать |
24 |
17 |
20 |
15 |
||
Занимаюсь гирями, гантелями |
7 |
3,3 |
2,5 |
8 |
||
Занимаюсь сноубордом |
6 |
1,5 |
- |
0,4 |
||
Катаюсь на коньках |
15 |
10 |
8 |
10 |
||
Хожу в турпоходы |
7 |
8 |
5 |
8 |
||
Езжу на мотоцикле, велосипеде |
15 |
16 |
3 |
6 |
||
Играю в шахматы |
7 |
4 |
5 |
4 |
||
Другие варианты |
9 |
4 |
41 |
6 |
||
В настоящее время спортом не занимаюсь, к сожалению, нет времени и условий |
8 |
9 |
- |
31 |
||
Затруднились ответить |
2,2 |
2,8 |
0,7 |
2,0 |
Заключение
В современной науке существует несколько подходов к исследованию состояния здоровья детей и подростков: медико-биологический, экологический, социальный и другие. Многочисленные исследования с применением в первую очередь медико-биологических методов позволяют определить конкретные количественные показатели, характеризующие состояние здоровья людей. Однако констатация фактов снижения уровня здоровья лишь способствует привлечению огромных средств в производство различных лекарственных препаратов и не позволяет разработать и тем более реализовать комплексные программы оздоровления населения. Медицина оказывается все более бессильной в решении проблем выраженного снижения уровня физического компонента здоровья и психофизического потенциала людей еще и потому, что, как многократно было показано исследователями разных стран, среди факторов, влияющих на здоровье, здравоохранению принадлежит лишь около 10-12%, наследственность определяет 15-20%, экология - 10-15 и 50% - образ жизни, в изучении которого ведущее место занимает педагогика и социология.
Список литературы
-
Глотов Н.К. Философско-культурологический анализ физической культуры / Н.К. Глотов, А.С. Игнатьев, А.В. Лотоненко // Теория и практика физ. культуры.- 1996. - № 1.- С. 16.
- Ильенков Э.В. Философия и культура. - М.: ФиС, 1991. - С. 89.