В современном обществе здоровье рассматривается, как социальное свойство личности, качественный и количественный уровень которого обеспечивает человеку конкурентоспособность, благополучие семьи, профессиональный рост. В настоящее время существуют различные многочисленные определения и ракурсы рассмотрения феномена здоровья и культуры здоровья. С этим связана сложность разработки программ по формированию культуры здоровья у населения и, в частности, у молодежи.
Методы и организация исследования
Выделяют, например, некоторые наиболее известные подходы к пониманию сущности здоровья: медицинский, гигиенический, психологический, религиозный, биолого-информационный. В зависимости от этих подходов оздоровительная деятельность также понимается по-разному. С точки зрения аксиологического подхода, здоровье выступает как универсальная человеческая ценность, соотносится с основными ценностными ориентациями личности, и занимает определенное положение в ценностной иерархии. Доминирование тех или иных ценностей, также как и их переоценка, кризис, рассматриваются в качестве факторов, определяющих здоровье индивида или негативно влияющие на него. Аксиологический подход был предложен еще Платоном, который в своем диалоге «Законы» поместил «здоровое состояние души» (наряду с разумением, справедливостью и мужеством) в иерархию человеческих и божественных благ. Результаты опросов взрослого населения и студентов показывают, что подавляющее большинство респондентов в системе ценностей помещает здоровье на 1-2 ранговое место. Причем, родители особо выделяют здоровье своих детей среди остальных слагаемых благополучия. Однако более глубокий социологический анализ обнаружил: для граждан собственное здоровье и здоровье своих детей ценно не само по себе, а как средство достижения жизненных целей, т.е. инструментально. Представляется, соответственно, что физическое и психическое здоровье современного студента важно не само по себе, а как средство для достижения успехов в учебе, приобретения более высокого рейтинга в вузе.
Результаты исследования и их обсуждение
По данным социологических опросов, проведенных нами в лицее и школах г. Перми, среди важнейших приоритетов первые-вторые места респонденты отдают сохранению здоровья. Однако это было обусловлено дороговизной лечения, а не осознанным стремлением к здоровому образу жизни. На вопрос анкеты «Ниже перечислены некоторые жизненные ценности, к которым может стремиться взрослый человек. Выберите пять «самых-самых» важных для Вас» - нами были получены следующие ответы респондентов из 4-х групп (% от общего числа опрошенных по каждой группе) (табл. 1):
Таблица 1
| Жизненные ценности | Лицеисты | Родители | Учителя | |
| 10 класс | 11 класс | |||
| Хорошая семья и дети | 87 | 88 | 86 | 91 | 
| Хорошее здоровье | 68 | 70 | 80 | 76 | 
| Любимая работа, успешная деловая карьера | 68 | 67 | 72 | 62 | 
| Материальное благополучие, экономическая независимость, самостоятельность | 58 | 46 | 65 | 79 | 
| Хорошие жилищные условия | 42 | 46 | 27 | 52 | 
| Сознание того, что приносишь пользу людям | 23 | 25 | 16 | 11 | 
| Содержательный, интересный досуг, возможность заниматься любимыми увлечениями в свободное время | 27 | 20 | 23 | 11 | 
| Порядочность, совестливость, доброе имя | 23 | 23 | 40 | 17 | 
| Хорошие товарищи, верные друзья | 66 | 54 | 47 | 37 | 
| Чувство безопасности от насилия, грабежа, разбоя, воровства | 21 | 16 | 22 | 13 | 
| Другие | 1,6 | 1,5 | 2,1 | 0,5 | 
| Затруднились ответить | 1,4 | 1,9 | 0,7 | 0,7 | 
Нетрудно видеть, что здоровье занимает «вторую «твёрдую» позицию как у лицеистов, так и их родителей. Иерархия жизненных ценностей юношей и девушек, молодых людей, учащихся лицея и школ, практически, идентична (табл. 2).
Таблица 2
| Жизненные ценности | Лицеисты | Школьники | |
| Юноши | Девушки | ||
| Хорошая семья и дети | 89 | 87 | 88 | 
| Хорошее здоровье | 66 | 72 | 70 | 
| Любимая работа, успешная деловая карьера | 69 | 70 | 67 | 
| Материальное благополучие, экономическая независимость, самостоятельность | 58 | 61 | 46 | 
| Сознание того, что приносишь пользу людям | 26 | 21 | 25 | 
| Хорошие жилищные условия | 41 | 44 | 46 | 
| Содержательный, интересный досуг, возможность заниматься любимыми увлечениями в свободное время | 31 | 24 | 20 | 
Естественно, преобладающая мотивация ответа связана с низким уровнем доходов большей части населения страны. Нельзя забывать: здоровый человек обладает высокой работоспособностью и, следовательно, может выполнить больше работы и получить более высокую оплату. Таким образом, через укрепление здоровья можно повысить и уровень благосостояния.
Замеченная тенденция, когда здоровье выступает средством для других целей, просматривается и через следующие вопросы. Так, если бы респондентам предложили поехать работать в страну, климат которой вреден для здоровья, менее половины отказались бы от поездки: четверть поехала бы, предварительно подлечившись: пятая часть респондентов не знала, как бы они поступили, а 12% поехали бы «несмотря ни на что». На вопрос о том, при каких условиях респонденты пошли бы работать на вредное производство, только 27% заявили, что «ни при каких», а 70% пошли бы работать.
Социально-экономические преобразования, произошедшие в последние 10-15 лет в России, и недостаточная эффективность отечественной системы здравоохранения обусловливают системное ухудшение состояния здоровья, рост заболеваемости и смертности населения России, в том числе детей и подростков. Современная социальная политика в сфере здравоохранения ориентирована в основном на улучшение качества медицинского обслуживания, а не на формирование основ санитарно-гигиенической и физической культуры, здорового стиля жизни, здоровьесберегающего поведения. Как отмечают зарубежные и российские исследователи, изучению состояния здоровья и образа жизни детей школьного возраста до недавнего времени не уделялось должного внимания. Это объясняется тем, что школьники рассматривались как социальная группа, которая характеризуется наименьшим риском смертности и заболеваемости, с одной стороны, и относительно низким (по сравнению с другими группами населения) уровнем социальной и политической активности - с другой. Выраженное ухудшение здоровья школьников в разных странах мира, объясняющееся негативным влиянием различных факторов, возникновение и распространение таких явлений и болезней, как детская преступность, токсикомания, наркомания, ВИЧ-инфицированность и другие, способствуют изменению отношения членов правительства, руководящих работников системы здравоохранения, образования и других ведомств к проблемам детей и подростков.
Сохраняется сравнительно высокий уровень смертности в детском и подростковом возрасте. При этом основной причиной смерти являются несчастные случаи, отравления и травмы. Вот данные, подтверждающие это (табл. 3):
Таблица 3
Умерло в возрасте 15-17 лет в расчёте на 100 тыс. подростков
| Субъекты РФ | Умерли в 2011 г. | |
| Всего | В том числе от несчастных случаев, отравлений, травм | |
| Курганская обл. | 151 | 109 | 
| Свердловская обл. | 164 | 120 | 
| Челябинская обл. | 169 | 140 | 
| Тюменская обл. | 149 | 121 | 
| в том числе: | ||
| Ханты-Мансийский АО | 123 | 105 | 
| Ямало-Ненецкий АО | 148 | 128 | 
Результаты комплексных медицинских осмотров детей и подростков России свидетельствуют о том, что только 15% детей считаются полностью здоровыми. Заболеваемость детей в последние годы составляет около 1400-1500, а подростков - 2500 и более болезней на каждые 1000 человек, прошедших медицинский осмотр. Всероссийская диспансеризация детей в возрасте до 18 лет проводилась по всей стране с 15 апреля 2002 года. Осмотру подлежали все дети, включая тех, кто воспитывался в детских домах и домах ребенка, а также беспризорников. Поэтому полученные данные можно считать достаточно представительными. На вопрос анкеты «Сколько примерно дней Вы (ваши дети) пропустили по болезни с января этого года?» нами были получены следующие ответы (% от общего числа опрошенных по каждой группе):
Таблица 4
| Пропустил по болезни | Лицеисты | Учащиеся школы города | ||
| 10 класс | 11 класс | юноши | девушки | |
| Не более трех дней | 17 | 21 | 18 | 16 | 
| 4-5 | 12 | 14 | 13 | 12 | 
| 6-10 | 16 | 14 | 14 | 18 | 
| 11-15 | 11 | 9 | 12 | 11 | 
| 16-20 дней | 6 | 5 | 5 | 7 | 
| Более 20-ти дней | 8 | 9 | 8 | 8 | 
| Ни одного | 30 | 27 | 31 | 29 | 
| Затруднились ответить | 0,8 | 2,0 | - | - | 
Самосохранительное отношение и поведение» индивида вытекает из знания и принятия им основных социальных ценностей человека: индивидуального смысла жизни, направленного на самореализацию духовных и физических способностей и потенциальных возможностей в здоровье, любви, красоте, материальном благополучии, общении с людьми и т.п. Основой здесь выступает биологический инстинкт самосохранения человека, осознанный применительно к социально-культурным условиям существования Важную роль в процессе осознания и принятия в качестве цели самосохранительного поведения играют знания о природе, сущности человека, его здоровье и факторах, его сохраняющих.
В отличие от этого, содержание саморазрушительного поведения индивида характеризуется нежеланием считаться с нормами здорового образа жизни, питания, режима работы и отдыха, оздоровительными рекомендациями валеологии, предписаниями медицины, санитарии и гигиены. Великий философ древности Платон называл «хромым» человека, который не умел плавать и бегать. Аристотель проводил уроки, прогуливаясь вместе с учениками «Мысль становится живее, когда тело разогрето прогулкой»,- говорил он [1]. Классический пример - Илья Ильич Обломов. Вспомните, как просыпался он, будучи нормальным, здоровым ребенком: «...такой бодрый, свежий, веселый; он чувствует: в нем играет что-то, кипит, точно поселился бесенок какой-нибудь, который так и поддразнивает его то влезть на крышу, то сесть на савраску да поскакать в луга... или посидеть на заборе верхом... или вдруг захочется пуститься бегом по деревне, потом в поле, по буеракам, в березняк...». Любящие родители изо всех сил постарались лишить своего дитятю радостного мира движения, вовсю боролись с бесенком, жаждущим деятельности! На смену движению пришли покой, бездействие, праздность, живой и активный мальчик превратился в малоподвижного лежебоку. Каков же результат? Так ли уж случайно «похоронил» Гончаров своего героя очень рано, в тридцать с небольшим лет?
Еще Гиппократ писал: «Как суконщики чистят сукна, выбивая их от пыли, так гимнастика очищает организм» [2]. Занятия гигиенической гимнастикой не исключают её превращения в тренировочную. Тогда к ней добавляют специальные упражнения на гибкость, силу, прыгучесть, равновесие, ловкость, выносливость. Это бег, прыжки в длину и высоту, и пр. На вопрос анкеты нашим респондентам «Ваше участие в спорте» - нами были получены следующие ответы (% от общего числа опрошенных по каждой группе):
Таблица 5
| Виды занятий | Лицеисты | Родители | Учителя | |||
| 10 класс | 11 класс | |||||
| Делаю физзарядку | Более или менее регулярно | 14 | 14 | 14 | 6 | |
| От случая к случаю | 19 | 19 | 29 | 22 | ||
| Занимаюсь в спортивной секции | 24 | 31 | 2,7 | 4,1 | ||
| Иногда участвую в соревнованиях | 13 | 18 | 3,3 | 6 | ||
| Хожу в тренажёрный зал | 9 | 9 | 9 | 14 | ||
| Сам индивидуально: | Занимаюсь бегом | 10 | 11 | 2,7 | 3,6 | |
| Хожу на лыжах | 11 | 7 | 13 | 11 | ||
| Люблю плавать | 24 | 17 | 20 | 15 | ||
| Занимаюсь гирями, гантелями | 7 | 3,3 | 2,5 | 8 | ||
| Занимаюсь сноубордом | 6 | 1,5 | - | 0,4 | ||
| Катаюсь на коньках | 15 | 10 | 8 | 10 | ||
| Хожу в турпоходы | 7 | 8 | 5 | 8 | ||
| Езжу на мотоцикле, велосипеде | 15 | 16 | 3 | 6 | ||
| Играю в шахматы | 7 | 4 | 5 | 4 | ||
| Другие варианты | 9 | 4 | 41 | 6 | ||
| В настоящее время спортом не занимаюсь, к сожалению, нет времени и условий | 8 | 9 | - | 31 | ||
| Затруднились ответить | 2,2 | 2,8 | 0,7 | 2,0 | ||
Заключение
В современной науке существует несколько подходов к исследованию состояния здоровья детей и подростков: медико-биологический, экологический, социальный и другие. Многочисленные исследования с применением в первую очередь медико-биологических методов позволяют определить конкретные количественные показатели, характеризующие состояние здоровья людей. Однако констатация фактов снижения уровня здоровья лишь способствует привлечению огромных средств в производство различных лекарственных препаратов и не позволяет разработать и тем более реализовать комплексные программы оздоровления населения. Медицина оказывается все более бессильной в решении проблем выраженного снижения уровня физического компонента здоровья и психофизического потенциала людей еще и потому, что, как многократно было показано исследователями разных стран, среди факторов, влияющих на здоровье, здравоохранению принадлежит лишь около 10-12%, наследственность определяет 15-20%, экология - 10-15 и 50% - образ жизни, в изучении которого ведущее место занимает педагогика и социология.
Список литературы
- 
	Глотов Н.К. Философско-культурологический анализ физической культуры / Н.К. Глотов, А.С. Игнатьев, А.В. Лотоненко // Теория и практика физ. культуры.- 1996. - № 1.- С. 16.
- Ильенков Э.В. Философия и культура. - М.: ФиС, 1991. - С. 89.



