Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

Стандарт ИСО 9001 требует определить процессы, необходимые для СМК, но при этом не устанавливает требования по их количеству и порядку формирования. Конечную идентификацию процессов осуществляет само предприятие на основании специфики производства, статуса и важности уже действующих на предприятии процессов и сложившейся структуры. Карта процесса объединяет в себе основные требования к описанию процесса.

При решении этой проблемы необходимо в качестве базовых документов рассматривать структурно-функциональную схему предприятия, стандарты предприятия и положения о подразделениях. При составлении карт процессов представляется целесообразным использовать следующие структурные элементы: цель процесса; ответственный за процесс; участники процесса; поставщики, вход; ресурсы; потребители процесса, выход; алгоритм процесса; управляющие воздействия (документация процесса); мониторинг и измерение процесса; оценка результативности; корректирующие и предупреждающие действия; направления улучшения; взаимодействие с другими процессами; порядок внесения изменений.

В первую очередь, исходя из требований потребителей процесса, стандарта ИСО 9001, «Политики в области качества», ответственным за процесс устанавливается цель процесса. Она определяется так, чтобы точно установить его назначение, направленность и ожидаемые результаты. Например, цель процесса «Производство» - планирование и осуществление производства и обслуживания в управляемых условиях в соответствии с требованиями нормативных документов; цель процесса «Управление персоналом» - координация деятельности всего персонала организации и привлечение новых сотрудников. Такая постановка целей позволяет определить перечень показателей, необходимых для мониторинга, измерения процесса и демонстрации способности процесса достигать запланированные результаты. Исходя из достижений, ответственные за процесс планируют проведение корректирующих, предупреждающих действий или мероприятий, направленных на улучшение.

Карты процессов наглядно акцентируют внимание на процессах, необходимых для СМК. Они не только позволяют задокументировать процесс, но и облегчают возможность управления процессом, в том числе, позволяют оценивать результативность процесса и вносить в него изменения.