Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

«Мы в вечном плену у источников, - писал А. Сент-Экзюпери в своей книге «Планета людей». - Мы на привязи у колодцев, мы привязаны, точно пуповиной, к чреву земли». Без духовных ценностей и культурных ориентиров человек теряет свой лик и потому ищет иные «родники». Метаморфоза с сознанием современного общества побуждает задуматься: а нужно ли современному человеку, владеющему новыми технологиями, в XXI веке гуманитарное образование? По мнению педагога и публициста А. Пинского, образование «должно освободить ум человека от власти механизма событий, дать ему силы владеть своей деятельностью и направлять её на высшие цели» [4, 234]. Пинский представляет образовательную сверхзадачу как триумф личностно значимого учения, наполненного глубоким смыслом для обучающегося. Гуманитарное образование есть сфера самореализации и «рабочая площадка» для выбора пути, поиска истины и смысла жизни.

Гуманитарное образование, способствующее осмыслению категорий и параметров бытия, представляется важнейшим компонентом выбора пути. Мы ставим перед собой цели, то есть живём будущим, а не только прошлым. Карнеги предлагает не «зацикливаться» на прошлом, не ставить «памятников» по всему пройденному житейскому пути, но рассматривать жизнь в перспективе и помнить о том, что «лучше использовать свои силы для решения проблем завтрашнего дня, чем сожалеть о том, что произошло вчера» [3, 11]. Мы планируем и выбираем, нас ведёт история, а не слепой инстинкт, не цепочка неизменяемых причин и следствий. Не судьба определяет сущность жизни, но личность.

Гуманитарное образование позволяет спроектировать стратегию поиска истины и является мощным стержнем для деятельности в этой сфере. В результате отсутствия «диалога» между гуманитарным образованием и молодым человеком, у последнего в процессе обучения может возникнуть множество проблем. К примеру, каждый педагог знает, что студенты неверно отвечают на экзамене часто потому, что не понимают вопроса - не умеют вчитываться и вслушиваться. Юному разуму нелегко отличить суть предмета от его внешних характеристик. Аристотель определял образование как необходимое условие при вынесении верных суждений: «Только надлежаще образованный человек в состоянии судить, правильны или нет суждения для человека. Это и отличает вполне образованного человека; под образованностью мы разумеем способность выносить правильное суждение». [1, 23] Сегодняшнее состояние образования породило поколение «умственных нерях»: формально они грамотны, но вывести ясное представление о многих понятиях уже не могут. В итоге, разум принимает любой вздор, поступивший через источники информации.

Гуманитарное образование - это один из ориентиров в поиске смысла жизни. Как правило, образование приходится на отрочество и юность. Полагать, что это только подготовительное, служебное время, значит лишать «весенний» период многих смыслов, радостей и предчувствий. В образовании - выбор юности и, своего рода, игра «в рулетку с судьбой». Не случайно в древние времена образованию приписывали сакральный характер и полагали, что в данном вопросе есть место высшему предопределению. В процессе поиска смысла жизни осуществляется собственный «жизненный проект». Личность преодолевает ролевые стандарты и создает новые ценности на основе свободы. Колесу фортуны дан ход.

В триаде «Путь-Истина-Смысл жизни» заключено назначение гуманитарного образования. Попробуем подвести итог.

1. Сегодня в общественном сознании происходит нравственная и психологическая переориентация. Это связано с утратой привычных ориентиров, целей и смысла жизни, что, в свою очередь, может привести к нравственной деградации, эмоциональной нестабильности и жизненной неопределённости личности.

2. Для самоопределения, самоидентификации и самореализации личности необходима определённая гуманитарная «грамотность». Человек должен осознать себя, определить своё место в мире и в коллективе, выработать стратегию и тип поведения.

3. Преодоление стереотипов - важнейший компонент работы человека над собой. Это предполагает глубокий и серьёзный процесс размышления и самоанализа и является одним из ключевых моментов формирования ценностной ориентации в результате личного поиска.

У литовского писателя XX века Антанаса Шкемы есть изумительная миниатюра «Мадонна», она начинается так: «Моя душа - сухая губка... Душа набухает, и я снова бессмертен». Существует уверенность в том, что человечество должно обратить самое пристальное внимание на гуманитарное развитие личности и духовные аспекты жизни, хотя бы для того, чтобы было будущее. Об этой сопричастности каждого к выстраиванию целостности и гармонии мира писал Питер Крифт: «Мы играем гаммы, чтобы участвовать в симфонии» [3, 81].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Йегер В. Пайдейя. Воспитание античного грека. Пер. с нем. М.Н. Ботвинника. - М.: «Греко-латинский кабинет» Ю.А. Шичалина. - Т. 2. - М.: 1997. - 596 с.
  2. Карнеги Д. Как перестать беспокоиться и начать жить. - Хабаровск: 1991. - 208 с.
  3. Крифт П. Три толкования жизни // Страницы. - СПб.: 1998. - Т. 3. - Вып.1.- С. 81-86.
  4. Пинский Ан. А. Пайдейя. - М.: 1997. - 334 с.