Современные потребности российского общества и государства связаны с необходимостью создания, развития и внедрения инноваций во всех сферах жизни. При этом создание государственной и общественной системы поддержки и развития инноваций невозможно без формирования у подрастающего поколения субъектной позиции, инновационного мышления, готовности к осуществлению инновационной деятельности. Решение перечисленных задач в свою очередь требует использования педагогами средств воспитания, адекватных возрастным потребностям молодых людей, отвечающих темпу развития общества и духу времени.
Работы исследователей, изучавших особенности возраста (И.В. Зимняя, Ю.М. Орлов, В.И. Слободчиков и др.), показывают наличие противоречий у молодых людей между желаемым и возможным, подчеркивают силу экзистенциальных переживаний, склонность к поиску и экспериментированию, проявлению авторской позиции, стремление к саморазвитию. В жизни молодых людей стихийно возникают явления, которые позволяют им реализовать свои потребности, отражают их увлечения и культурные предпочтения. Эти явления могут быть «впитаны» современной практикой воспитания учащейся молодежи, а затем, становясь педагогической инновацией, совершенствоваться и развиваться. Такая логика раскрывает гуманистический аспект инновационного процесса, ведь педагоги соприкасаются здесь с миром воспитанников, пытаются осмыслить их увлечения. К стихийным явлениям, способным стать педагогической инновацией, и относится приключение.
Слово «приключение» воспринимается более привычно в контексте историй из детства и юности или когда речь идет о книгах, фильмах приключенческого характера. Теория и методика приключения сегодня недостаточно представлены в отечественной педагогической науке, хотя в зарубежных исследованиях этим вопросам уделяется немало внимания.
Практика приключений получила распространение как в России, так и за рубежом (в первую очередь, в Германии и странах Скандинавии) в деятельности подростковых и молодежных общественных объединений, в молодежных лагерях, школах лидерства. Приключения организуются на базе парусных и гребных судов, в горных и лесных поселениях, крестьянских избах, на местах археологических раскопок, проводятся в рамках туристических программ и экспедиций на лошадях и ездовых собаках, на велосипедах и пешком. Многие из проектов в Европе поддерживаются государственными ведомствами и предполагают профессиональную подготовку кадров в данном направлении.
Толковые словари рассматривают приключение как происшествие, неожиданный случай в жизни; сложную и запутанную ситуацию, интригу; рискованное предприятие, авантюру; событие, переживание, в котором человек отваживается сделать что-либо.
В педагогическом контексте приключение может рассматриваться как ситуация взаимодействия ребенка с миром и самим собой, в которой он субъективно переживает новизну и силу внешних обстоятельств. Приключение становится для участника воспитательным событием (Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов, Д.Б. Эльконин и др.). В ходе приключения в процессе сильных переживаний происходит переход ребенка из одного состояния в другое - он получает новый статус, совершает пробу какой-либо деятельности, приобретает новый социальный опыт. Необходимо подчеркнуть субъективную значимость этого опыта и произошедших личностных изменений.
Привлекательность приключения для участника обеспечивается наличием интриги и романтичностью ситуации, возможностью победы, которой стоит гордиться, и риском проигрыша, яркостью и необычностью эмоциональных переживаний. Волевое усилие в прохождении испытаний позволяет ребенку раскрыть в себе потенциалы, о которых он не подозревал, выполнить то, что раньше представлялось трудным и даже невозможным. Неопределенность ситуации, неочевидность верного решения заставляют подходить к ситуации творчески, принимать нестандартные решения, быть готовым в любой момент изменить свою тактику действий.
Приключения могут быть условно разделены следующим образом:
- приключения дома (например, случай на чердаке дома, строительство домика на деревьях на даче и т.д.);
- приключение в городе (например, городские игры и квесты с помощью фото- и видеотехники, устройств мобильной связи и GPS-навигаторов, транспортных средств и т.д.),
- приключение в воспитательной организации - в школе, учреждении дополнительного образования детей и т.д. (возможно в рамках как учебной, так и внеучебной деятельности),
- приключение в загородном детском центре (например, встреча восхода, вечерний отрядный огонек на крыше и т.д.),
- приключение на природе (например, выживание в лесу, путешествие по заповеднику, гонки на ездовых собаках и т.д.),
- приключение в виртуальном пространстве (например, участие в on-line проектах).
В организации приключения выделяется ряд последовательных шагов.
1. Создание педагогом интриги по поводу предстоящего приключения. Главная задача состоит в том, чтобы вызвать у молодых людей интерес, ожидание чего-то необыкновенного, нового, таинственного. Важен настрой будущих участников, их желание активно действовать, пробовать свои силы, искать нестандартные пути решения задач в ситуации неопределенности.
2. Инструктирование по технике безопасности. Основная задача педагога на этом этапе состоит в том, чтобы участники освоили все необходимые знания и доступные им способы обеспечения собственной безопасности и безопасности окружающих. Приключение предполагает большую или меньшую долю допустимого риска и трудностей, будь то ориентирование в городе по приборам GPS или путешествие верхом на лошадях по лесу. Молодому человеку предстоит действовать самостоятельно, а это значит, что от него самого в первую очередь будет зависеть безопасность его и окружающих. Следовательно, педагог должен «отработать» с участником все необходимые правила и технику, быть уверенным в адекватности его действий ситуации. В ином случае педагогу следует использовать другое средство воспитания либо постоянно находиться рядом с участником и обеспечивать его безопасность.
3. Определение «формата» участия молодого человека. Здесь, во-первых, важно прояснить ожидания и желания воспитанника относительно предстоящей ситуации и себя самого, определить, к чему он готов и к чему не готов, какой опыт и переживания стремится приобрести. Во-вторых, обозначается длительность приключения, место и время, условия предстоящей ситуации, возможные варианты. В-третьих, оговаривается возможность выхода из приключенческой ситуации, если молодой человек будет не готов продолжить свое участие по тем или иным причинам.
4. Обеспечение подготовки участников. В зависимости от особенностей приключения подготовка может быть технической, может предполагать освоение необходимых знаний и навыков, обеспечивать эмоциональный настрой и т.д. Если планируется приключение, где каждый действует сам по себе, то большое внимание надо уделить индивидуальным особенностям и запросам каждого. Если в приключение отправляется команда участников, то будут преобладать групповые формы подготовки, возможно проектная работа. Тогда уже команда должна будет спрогнозировать, какие трудности могут возникнуть у группы и каждого ее представителя в отдельности, а затем наметить пути смягчения или преодоления этих трудностей.
5. Организация самого приключения. Как и любое воспитательное событие, приключение предполагает полноценную реализацию всех задуманных коллизий и в то же время требует от педагога импровизации, творчества, использования своей интуиции. Особо следует отметить необходимость яркого и «вкусного» начала как развития той самой интриги, с которой все начиналось. А по завершению приключенческой ситуации педагогам необходимо обеспечить «триумфальный» финал, в котором участник может почувствовать себя победителем, преодолевшим все трудности. Безусловно, в ходе приключения молодой человек может переживать моменты растерянности, слабости, не оправдать своих же собственных ожиданий. Тогда финал потребует от организаторов особой интуиции и такта, чтобы в восприятии воспитанников ситуация имела позитивное завершение.
6. Организация отдыха участников и обмена впечатлениями. Эмоциональная напряженность приключенческой ситуации нередко приводит к усталости участников, особенно, если приключение отличается длительностью и сложностью. Кроме того, по завершению события молодые люди переполнены впечатлениями. Такая высокая эмоциональность общения не позволит перейти к следующему шагу - осмыслению опыта. Следовательно, необходим некоторый период времени, когда будет организован отдых и обмен впечатлениями.
7. Организация осмысления участниками полученного опыта. В данном случае представляется важным организовать рефлексию как самой ситуации взаимодействия молодого человека с окружающим миром, так и произошедших изменений (в представлениях о мире и себе, в умениях и навыках, в отношениях и т.д.).
Приключение должно быть ярким и значимым событием для молодого человека, но не стать самоценным (приключение ради приключения). Следовательно, приключение должно быть сконструировано так, чтобы создать пространство для самопознания и экспериментирования молодых людей, а не для развлечения и необоснованного риска.
Ключ к пониманию сущности явления заключается именно в необычности ситуации. Следовательно, нет необходимости в выезде участников в другую местность, в использовании необычных и дорогостоящих средств и оборудования. Варианты приключений могут быть разработаны и в обычных условиях, которые должны стать необычными. Несомненно, это требует от педагога творчества и фантазии, а также готовности отправиться в приключение вместе со своими воспитанниками, поддерживать их в поиске новых решений и тактик и осмыслении полученного опыта. Говоря о приключении как инновации в сфере педагогического образования, закономерным представляется суждение, что подготовка будущих педагогов должна включать в себя проживание ими приключенческих ситуаций как ситуаций - образцов.
Исследование выполнено при поддержке гранта Президента РФ для государственной поддержки молодых ученых МК-8898.2010.6.