Под научной организацией прогнозирования понимается взаимосвязанная совокупность принципов прогнозирования, системы финансово-экономических показателей деятельности предприятий гостинично-туристической отрасли и общего порядка проведения прогнозирования.
Наиболее фундаментальными принципами организации прогнозирования являются следующие.
Принцип внешнего дополнения. При прогнозировании деятельности предприятий гостинично-туристической отрасли и, в частности, гостинично-туристского комплекса должна учи-
тываться экономическая, социальная и политическая структура региона, на территории которого действует предприятие (законодательство, нормативные требования регулирующих органов, экономическая политика правительства и т.д.).
Принцип научного подхода. Прогноз должен базироваться на комплексном научном подходе и учитывать новейшие разработки в области прогностики различных направлений финансово-экономической деятельности и опыт их применения на практике.
Принцип комплексности. Прогноз должен учитывать все стороны деятельности предприятия, чтобы затем был выработан пакет комплексных мер по устранению недостатков и повышению результативности его деятельности.
Принцип системности. Прогноз должен быть системным, т.е. каждый элемент финансовой и коммерческой деятельности предприятия должен рассматриваться как часть единой сложной системы, имеющей целый набор связей, как с самой системой, так и с внешней средой. Все эти взаимосвязи также обязательно подлежат изучению. Например, при прогнозировании инвестиционной деятельности предприятия должен изучаться весь набор рисков, которые сопровождают эту деятельность. При этом и качество самого риск-менеджмента является объектом отдельного анализа.
Принцип точности и достоверности. Прогноз должен базироваться на точной, достоверной и непротиворечивой информации, подкрепляться соответствующими оценками точности и достоверности самого прогноза.
Принцип полезности (практической значимости, прогностической ценности). Результаты прогноза должны активно применяться в дальнейшей деятельности предприятия. Прогностические оценки должны активно использоваться при обосновании, корректировке и уточнении плановых показателей.
Принцип программной плановости. Проведение процедур прогноза должно базироваться на программном методе планирования, который предполагает наличие программ прогнозов (программа оперативного прогнозирования, программа краткосрочного прогнозирования, программа среднесрочного прогнозирования и т.д.), для каждой из которых разрабатывается и утверждается регулярный план конкретных видов прогноза.
Принцип объективности. Прогноз должен проводиться абсолютно объективно на основе исключительно объективных данных, а выводы по результатам прогноза должны базироваться на знаниях, опыте и с учетом мнений всех сотрудников предприятия, имеющих полномочия на его проведение.
Принцип адекватности. Результаты прогноза должны быть сопоставимыми (не равны или аналогичны) с данными, полученными по другим предприятиям гостинично-туристической отрасли, с усредненными показателями других предприятий, с данными по другим странам, а также с результатами этого же предприятия за ряд предшествующих периодов.
Принцип экономичности. Затраты на проведения прогноза должны быть минимизированы для получения требуемого уровня эффекта от прогноза.
В качестве системы показателей туристического бизнеса гостинично-туристского комплекса следует принять:
- объем туристского потока;
- показатели финансово-экономической деятельности гостинично-туристского комплекса;
- показатели развития международного туризма.
К показателям, характеризующим объем туристского потока, относятся:
- общее количество туристов (в том числе организованных);
- средняя продолжительность пребывания туристов.
Показатели финансово-экономической деятельности гостинично-туристского комплекса включают:
- объем реализации туристских услуг или выручку от реализации услуг туризма;
- показатели использования рабочей силы (производительность труда, уровень расходов на оплату труда и др.);
- показатели использования производственных фондов (фондоотдача, оборачиваемость оборотных средств и др.);
- себестоимость услуг туризма, прибыль, рентабельность;
- показатели финансового состояния гостинично-туристского комплекса (платежеспособность, ликвидность, финансовая устойчивость, валютная самоокупаемость и др.).
Организация всех видов прогноза включает в себя следующие этапы:
- подготовительный этап;
- предварительный этап;
- аналитический этап;
- заключительный этап.
Первой задачей подготовительного этапа прогноза является определение объектов и субъектов прогноза. Объектом прогноза (то, на что направлен прогноз) выступает деятельность каждого отдельного гостинично-туристического предприятия (по территориальному, функциональному признаку и т.п.).
Так, объектами прогноза могут быть:
- ресурсная база гостинично-туристского комплекса;
- туристические услуги;
- гостиничные услуги;
- финансовые результаты работы комплекса;
- финансовое состояние комплекса;
- сложившаяся система управления комплексом и др.
По мере углубления прогноза все его объекты могут детализироваться.
Субъектами прогноза (теми, кто может проводить прогноз) могут являться:
а) предприятия гостинично-туристической отрасли (в том числе отдельные специалисты - экономисты, аналитики, соответствующие структурные подразделения);
б) кредитные организации;
в) государственные налоговые органы;
г) аудиторские фирмы;
е) местные и центральные органы власти;
ж) реальные и потенциальные клиенты предприятия;
з) прочие юридические и физические лица.
К другим задачам подготовительного этапа относятся:
- определение вида прогноза;
- определение целей и планирование аналитической работы, постановка задачи;
- отработка и детализация организационных моментов, в т.ч. выбор организационных форм проведения прогноза, распределение обязанностей между отдельными субъектами прогноза;
- подготовка и отбор первичных данных;
- выбор метода (методов) прогнозирования.
Предварительный этап состоит из следующих шагов:
- проверка достоверности, анализ качества и отбор данных;
- группировка, комбинирование и структурирование данных;
- определение периода ретроспекции и упреждения прогноза.
Основными мероприятиями аналитического этапа являются:
- проведение процедур прогнозирования в соответствии с выбранным методом;
- сопоставление прогнозных позиций предприятия с прогнозами работы предприятий-конкурентов, а также с нормативными показателями, установленными законодательно;
- окончательное формирование результатов прогноза.
Заключительный этап предполагает проведение:
- анализа перспектив развития предприятия;
- разработки рекомендаций и предложений по результатам анализа.
Таким образом, предложенная организация прогнозирования при ее полной реализации будет служить необходимым научным основанием для обоснования основных направлений развития предприятия гостинично-туристстической отрасли, в том числе гостинично-туристского комплекса.