Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

Согласно современным взглядам социальное проектирование - это конструирование индивидом, группой или организацией действия, направленного на достижение социально значимой цели и локализованного по месту, времени и ресурсам. Понятие социальной установки было раскрыто в исследованиях Чикагской социологической школы, прежде всего в работах Уильяма Айзека Томаса (1863-1947) и Флориана Знанецкого (1882-1958). По Томасу и Знанецкому, установка (attitude) представляет собой субъективную ориентацию членов группы по отношению к ценностям (это «субъективная сторона ценности»). В одной из своих поздних работ Ф. Знанецкий напрямую связал понятие установки с понятием «определение ситуации деятелем», соединив таким образом психологическую готовность с культурными явлениями, поскольку ситуация осмысливается сквозь призму культуры. В добавление к этому он показал, что надо различать установку, проявленную в действии (в этом случае изучению подлежит само действие), и установку как факт коммуникации, когда готовность существует как мышление о действии, как часть интеллектуального и чувственного опыта.

М. Сороос в книге «Дизайн альтернативных образов будущего» высказывает характерную в этом отношении идею: будущее можно конструировать, вопрос лишь в том, какие индивиды и социальные группы станут это делать, и из чего они будут исходить. Как считает М. Сороос, процесс конструирования включает следующие этапы:

1) формулировка исходных ценностей-целей;

2) анализ современного состояния вещей и данных поисковых прогнозных исследований;

3) формулировка альтернативных сценариев будущего;

4) их оценка по критериям непротиворечивости, возможности воспроизведения, совместимости с другими сценариями, комплексности;

5) выработка стратегии воплощения альтернативных сценариев в жизнь и их оценка.

В свою очередь современные концепции профессионального развития отмечают гетерохронность социального развития по многим аспектам. В частности, каждому временному периоду соответствует свой уровень профессионального развития индивида и реализуется свой сценарий профессионального развития, сопровождающийся кризисами и стагнациями, спадами и скачками самоактуализации. Л.М. Митина выделяет две модели профессионального становления:

1) Адаптивная модель, при которой доминирует тенденция к подчинению профессионального труда внешним обстоятельствам в виде выполнения предписаний, алгоритмов решения профессиональных задач, правил и норм.

2) Модель профессионального развития, которая характеризуется способностью личности выйти за пределы сложившейся практики, превратить свою деятельность в предмет практического преобразования и тем самым преодолеть пределы своих профессиональных возможностей.

В работах В.Н. Дружинина (2000) было показано, что профессиональный труд приобретает определенный смысл для личности в зависимости от выбранной общей жизненной стратегии. Выбирая жизненную стратегию-стиль, человек в течение своей жизни может совершенствоваться или деградировать, меняя жизненные стратегии. Предлагаемые В.Н.Дружининым семь вариантов жизненных целей - «жизнь как предисловие», «жизнь как творчество», «жизнь как достижение», «жизнь по правилам», «жизнь как сон», «жизнь - трата времени», «жизнь - против жизни» представляют собой субъективные модели будущего. Практическое значение этого направления исследований - определение социально значимых критериев при планировании индивидуальных морально-нравственных коррекционных мероприятий сопровождения профессионализации.

Таким образом, дискриптивными признаками процесса социального, в том числе и профессионального, проектирования являются показатели ценностных установок и идеальных моделей, отражающие представления индивида о структуре необходимых личностных и социально-полезных качествах в контексте его будущей профессиональной деятельности. Учитывая персонифицированный и креативный аспекты социального проектирования, включающего самостоятельное проектирование индивидуумом своей будущей профессиональной деятельности, мы предлагаем именовать его аутентичным. В то же время, несмотря на индивидуальный характер, безусловно, определяющую роль в рассматриваемом явлении играет ценностно-нормативная система в общественной жизни, которая обнаруживает себя через установки руководствующегося ею субъекта (индивида, группы, общества в целом).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Доника А.Д. Проблемы социализации в контексте непрерывного профессионального образования / А.Д. Доника // Современные наукоемкие технологии. - 2009. - № 10. - С. 89-90.