Сокровищница естественнонаучных знаний и система, в которой существует окружающий мир, позволяют реализовать идеи системности в обучении. В психологии, которая, по-существу, является естественнонаучной дисциплиной (и многие годы «базировалась» на биологическом факультете университетов), сейчас это особенно актуально.
Известны разнообразные эмоциональные проявления психической сферы человека: чувства, настроения, эмоциональные состояния, а также, так называемые, базовые эмоции (Бреслав Г. «Психология эмоций», 2004); вместе с тем, известна восьмеричная модель базовых эмоций (Pluchik, 1962), которая, к сожалению, еще широко используется как учебно-методическая схема при изложении вопросов, связанных с психологией эмоций. Корректность восьмеричной модели Р. Плачика сомнительна, однако очевидна нелепость ситуации с восемью месяцами года или восемью (вместо 12) тонами гаммы. Неполноту и ошибки в модели Роберта Плачика, в которой эмоцией противоположной гневу является страх, можно доказать, используя аргументы как из теории музыки, так и теории эмоций и др.
Целью настоящей работы является, во-первых, утверждение (применительно к теме данной работы) идеи об эффективности использования для решения учебно-методических задач двенадцатеричной модели, а, во-вторых, демонстрация этой авторской модели.
Базовым естественнонаучным основанием для классификаций является четвертичная модель (четыре стороны света, четыре времени года и др.); более детальная - модель двенадцатеричная. Основу предлагаемой двенадцатеричной модели (см. схему 1) составляют три схемы-креста: «6-12-3-9» (см. схему 2); 2) «5-11-2-8»; 3) «4-10-1-7». См. схемы 1 и 2.
Вывод: впервые публикуемая 12-ричная модель эмоциональных проявлений отражает системные связи, имеет фундаментальный характер и приведет к пересмотру известных дидактических схем и методик преподавания вопросов, связанных с психологией эмоций.