Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

Andronov S.Yu.

Одним из признанных методов повышения дорожно-технических свойств цементобетона является введение добавок органического вяжу­щего - нефтяного битума. При этом в нём помимо кристаллизационных связей формируются и гид­рофобные коагуляционные связи. Благодаря этому цементобетон приобретает повышенную водо­стойкость, морозостойкость, трещиностойкость, деформативность и стойкостью к агрессивным сред ам [1]. Изменение относительного содержа­ния и свойств цемента и битума позволяет полу­чать бетоны с большим диапазоном технических свойств, с учётом специфических условий их при­менения. При повышенном содержании битума получаются цементоасфальты, со свойствами ас­фальтобетона более высокого качества [2].

В настоящее время наиболее научно обосно­ванным и применяемым является введение в бе­тонную смесь битума в виде битумной эмульсии [1, 2]. Это требует заблаговременного производст­ва эмульсий с использованием специального обо­рудования и эмульгаторов, нередко зарубежного производства, дополнительных затрат на их хра­нение, транспортирование, подачу к смесителю и дозирование. Водные растворы поверхностно-активных эмульгаторов оказывают негативное влияние на процессы гидратации цемента.

В Саратовском государственном техническом университете (СГТУ) предложена и разрабатыва­ется технология приготовления цементного бетона с дисперсным битумом. В мешалку подаются хо­лодные щебень, песок, цемент, вода и битум рабо­чей температуры (120-150°С). В процессе смеше­ния происходит диспергирование битума. В объё­ме цементобетонной смеси образуется прямая медленнораспадающаяся неионогенная битумная эмульсия на твёрдом эмульгаторе. Роль эмульга­тора выполняет цемент. Отсутствие жидких эмульгаторов положительно сказывается на гидра­тации цемента и адгезии битума. Укладка смеси может осуществляется обычным асфальтоуклад­чиком, уплотнение - обычными катками. Содер­жащийся в смеси дисперсный битум образует плёнки, препятствующие преждевременному испарению воды, что при определённых условиях позволяет исключить уход за бетоном.

Предложенная технология является более экономичной, так как исключает необходимость производства и применения битумных эмульсий, ресурсосберегающей, экологически безопасной, обеспечивает высокие качества бетона.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.  Николаев, В.А. Повышение технологических и эксплуатационных свойств дорожных цементных бетонов добавкой битумной эмульсии: дис. канд. техн. наук / Николаев В.А. - М., 1971. - 171 с.

2.  А.с. № 193562 СССР МКИ С 04 В 13/30. Спо­соб приготовления цементно-асфальтового бетона / Л.Б. Гезенцвей и др. (СССР).