Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

Постановка проблемы. Современное естест­веннонаучное образование характеризуется изме­нением алгоритма передачи информации от учите­ля к ученику. Живой личностный контакт между участниками учебного процесса, позволяющий педагогу отслеживать в режиме реального време­ни реакцию ученика на предъявленную информацию, заменяется опосредованной передачей дан­ных в системе «учитель - компьютер - ученик». Это повышают информационную насыщенность учебного процесса, но, одновременно, снижает его индивидуальность, адресность и дифференцированность. В итоге понижается эффективность обу­чения. На наш взгляд, для восстановления высо­кой эффективности учебного процесса в указан­ных обстоятельствах следует учитывать алгорит­мы восприятия учебной информации студентами и конструировать предъявляемую информацию с учетом если не индивидуальных, то хотя бы груп­повых особенностей когнитивной деятельности студентов, изучающих тот или иной учебный модель.

Актуальность исследования ассоциативно-семантической неоднородности восприятия ин­формации студентами обоснована нами ранее [7]. Настоящее сообщение продолжает обсуждение проблемы кодирования и декодирования инфор­мации и развивает ее применительно к организа­ции учебного процесса в вузе. Помня, что учеб­ный процесс, сопряженный с интенсивной инфор­мационной нагрузкой, является стрессовым фак­тором для всех категорий студентов, мы выбрали слово «страх» в качестве универсального тести­рующего стимула и провели структурно-функциональный анализ представлений о страхе у респондентов. Как отмечают психологи, формирование представлений в ходе обучения является сложным познавательным процессом. С одной стороны, представление включает в себя чувст­венную информацию об объектах реальной дейст­вительности, а с другой - оно отражает стиль и направленность индивидуального мышления [3,6].

Анализ представлений имеет прямое отноше­ние к формированию пользовательских интерфей­сов, сконструированных на основе учета «человеческого фактора» [4]. Эти исследования относятся к перспективному направлению науч­ной деятельности - когнитивной науке, изучаю­щей познавательные процессы в человеческом обществе [1, 2].

Материал, метод и методология исследова­ния. В опросе приняло участие 185 человек - сту­дентов вузов промышленного Урала. Для оценки разнообразия структурно-функциональных пара­метров представлений о страхе была использована батарея тестов, состоящая из интервью, ответов на вопросы и решения ситуационных задач. Анализ полученных результатов осуществлялся комплекс­но. В настоящем сообщении изложены результаты ответов респондентов на вопрос «Как Вы пред­ставляете себе страх?» Классификация ответов осуществлена с у четом двух признаков: а) спо­собности к распределению внимания; б) характеру восприятия информации. Выделены следующие градации признаков: многозначные и однозначные представления; рациональный (логический) и ир­рациональный (эмоционально-чувственный) стиль восприятия информации. Распределение вариан­тов оказалось следующим: однозначные рацио­нальные представления о страхе зафиксированы у 21,1 % опрошенных, однозначные иррациональ­ные - у 42,7; многозначные рациональные -20,5, многозначные иррациональные - у 11,4%. Уклонились от ответа 4,3 % респондентов.

Углубленный анализ полученных данных обнаружил, что пропорция между лицами с логи­ческой (рациональной) и чувственную (ирра­циональную) манерой составления индивидуаль­ных представлений о страхе приближается к соот­ношению 1:1 (41,6 % : 54,1 %). Баланс между од­но- и многозначной трактовкой представлений о страхе был смещен в сторону однозначных пред­ставлений в соотношении 2:1 (63,8 % однознач­ных ответов против 31,9 % многозначных). Наибо­лее часто (42,7 % случаев) представления респон­дентов относились к разряду «однозначные ирра­циональные». В два раза реже и примерно с оди­наковой частотой (21,1 - 20,5 %) встречались представления, подпадающие под определение «однозначные рациональные» и «многозначные рациональные». Каждый десятый (11,4 % опро­шенных) формулировали свои представления в манере, которая была обозначена как «много­значная иррациональная». Заслуживает особого внимания тот факт, что около 5 % респондентов (студентов вузов, обладающих определенным об­разовательным цензом) не смогли словесно выра­зить свои представления о страхе.

Обсуждение. Приведенные факты свидетель­ствуют о том, что почти половина опрошенных студентов не формализуют свои представления об окружающем их мире в логической форме. Они характеризуются эмоционально-чувственной (иррациональной) манерой отражения реальной действительности. Данный алгоритм восприятия информации и отражения объективной реальности входит в противоречие с логической системой выстраивания знаний в современной естественно­научной парадигме, включая организацию знаний в системы Интернет, виртуальных библиотеках и учебных мультимедийных технологиях. Кроме того, почти треть опрошенных обладает много­значной манерой кодирования информации, что также может затруднять восприятие ими учебной информации в жестко структурированных базах данных.

Мы полагаем, что дальнейшее внедрение компьютерных технологий в систему образования еще больше усилит интерес исследователей к фе­номену многозначного и эмоционально-чувственного (иррационального) кодирования информации. В обоснование этого тезиса заметим, что иррациональный элемент кодирования инфор­мации является естественным компонентом меж­личностного общения. Именно он лежит в основе эффекта Зейгарника и закономерностей Эббингауза, описывающих эффективность процесса запо­минания [3]. Как известно, данные эффекты за­ключаются в том, что незавершенные действия запоминаются лучше завершенных; информация, связанная с сильными переживаниями (произ­водящими впечатления) запоминаются быстрее, сохраняются прочнее и дольше; редкие, странные и необычные впечатления запоминаются лучше, чем привычные и банальные; факты, находящиеся в ассоциативной связи, запоминаются лучше раз­розненных; при запоминании длинного ряда луч­ше всего по памяти воспроизводится его начало и конец («эффект края»). Можно предположить, что включение эмоционально-чувственных элементов в компьютеризированный процесс обучения сде­лает восприятие учебной информации индивиду­ально более значимой для студентов. А это, в свою очередь, повысит точность и качество ее усвоения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.  Величковский Б.М. Когнитивная наука: Осно­вы психологии познания: в 2 т. - М.: Смысл: Изда­тельский центр «Академия», 2006. - Т. 1. - 448 с.; Т. 2. - 432 с.

2.  Общая психопатология в детской и подрост­ковой психиатрии: справочное пособие / гл. ред. проф. Н.Е. Буторина. - Челябинск: Изд-во АТОКСО, 2007. - 210 с.

3.  Пенроуз Р. Тени разума: в поисках науки о сознании. - Москва-Ижевск: Институт компьютер­ных исследований, 2005. - 688 с.

4.  Соколков Е.А. Психология познания: методо­логия и методика преподавания: учеб. пособие. - М.: Университетская книга; Логос, 2007. - 384 с.

5.  Талалаева Г.В. Ассоциативно-семантическая неоднородность восприятия информации студентами рискоопасных профессий и методологические подхо­ды к ее формализации //RCDL 2008. P. 389 -391. http://rcdl2008.jinr.ru/pdf/3 89_3 91_paper48.pdf.