В комплексном лечении детей с органическими поражениями ЦНС с использованием различных методов афферентной стимуляции, при участии невролога, ортопеда, рефлексотерапевта, методиста по лечебной физкультуре, массажиста, логопеда, дефектолога, коррекционно-логопедическая работа выполняет важную функцию в реабилитации пациентов.
Непосредственная работа учителя-логопеда, как и учителя-дефектолога, осуществляется на индивидуальных и групповых коррекционных занятий. При этом учитывается, что у ребенка имеется недостаточность самостоятельности планирования деятельности; отсутствие мотивации к познавательной деятельности; недостаточность пространственных представлений; нарушения зрительно-моторной координации; развитие контроля над собственной речью; дизартрия с различной степенью недоразвития; нарушения письменной речи; недостаточность пассивного и активного словаря, формирование связной речи; недостатки фонематического слуха и др. Комплексная программа работы логопеда и дефектолога выстраивается системно, проходя ряд взаимосвязанных этапов:
- Предварительная оценка результативности диагностики;
- Совместное наблюдение за детьми (взаимное обращение внимания на характерные специфические особенности речевого и познавательного развития детей);
- Сравнение индивидуальных коррекционно-развивающих программ специалистов;
- Построение программы совместной работы для решения общих задач в соответствии с имеющимися дефектами развития;
- Проведение комплексных коррекционно-развивающих занятий;
- Контрольная диагностика результата совместной работы.
Проанализировав совместную работу можно сделать выводы:
1. Постановка одной общей цели в реабилитации позволяет достичь решения специфических логопедических и дефектологических задач, которые при совместной работе осуществляются более полно;
2. Наличие на занятии двух специалистов стимулирует детей к повышению мотивации, что ведет к улучшению их работоспособности; в то же время развитие самоконтроля способствует повышению дисциплины;
3. Организованная коррекционная работа создает возможности для закрепления полученных ранее на индивидуальных занятиях умений и навыков.