Итак, организационное развитие предприятия будет проходить через следующие стадии, имеющие различные условия для развития инновационной деятельности и, следовательно, различные системы стратегического управления:
1) Стадия зарождения организации. На данном этапе инновационная деятельность в первую очередь основывается на творческом потенциале предпринимателей. Особое внимание здесь уделяется продуктовым инновациям - разработке нового продукта и его маркетингу. Организационная структура компании при этом чаще всего остается неформализованной. На данном этапе стратегическое управление характеризуется тем, что оно имеет скорее реактивный, чем плановый характер; стратегическую линию поведения вырабатывает инициативная группа, уровень квалификации и способность к обучению членов которой становится главным фактором успешного преодоления кризиса перехода на следующий этап.
2) Стадия быстрого роста. На данном этапе предприятие интенсивно развивается, имеет уже свою нишу, у него (предприятия) достаточно ресурсов, чтобы начинать осваивать новые виды деятельности. Поэтому развитие инновационной деятельности организации происходит в направлении диверсификации бизнеса. На данном этапе система стратегического управления формально еще не сложилась, продолжает ориентироваться на конкретные личности, а не на задачи и функции. Высшим приоритетом стратегического управления является быстрое развитие бизнеса и правильное определение направления и масштабов диверсификации.
3) Стадия замедления роста. Развитие инновационной деятельности связано уже с менеджерами среднего звена, направлена на совершенствование организационных и управленческих процедур, в связи с чем система стратегического планирования направлена не на экстенсивное развитие через наращивание объемов производства, а на интенсивное развитие - через наращивание прибылей. Характерной чертой системы стратегического управления становится формальный подход к разработке стратегий предприятия.
4) Стадия зрелости (расцвета). На данном этапе развитие инновационной деятельности связано с процедурами совершенствования продукции, развитием рынка различными новаторскими маркетинговыми технологиями (ориентация на более полное удовлетворение потребностей покупателей), с высокой творческой инициативой персонала на всех уровня предприятия, которая приветствуется и всемерно стимулируется руководством. В связи с этим система стратегического управления основывается на стратегическом планировании «снизу вверх», на мониторинге внешней среды и прогнозировании развития рынка, а также на дальнейшей диверсификации бизнеса.
5) Стадия упадка (старения организации). Инновационная деятельность на данном этапе перестает поощряться. Система стратегического управления имеет следующие характерные черты на этой стадии: большое внимание уделяется стратегическому контролю; происходит смещение акцента на то, как делается, а не что и зачем; теряется контакт с внешней средой, организация преимущественно концентрируется на себе самой.
Если на данном этапе стратегическое управление будет направлено на развитие инновационной деятельности в области обновления технологии, ассортимента, развитие старых рынков и выход на новые, на совершенствование управленческих и организационных процедур, то организация выйдет на качественно новый уровень дальнейшего развития.