Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

В рамках подготовки будущих научных ра­ботников по специальностям медицинская биохи­мия, биофизика и биокибернетика на медикобиологическом факультете (МБФ) РГМУ почти 45 лет осуществляется комплексное преподавание нормальной морфологии, включающее в себя ана­томию, гистологию, цитологию и эмбриологию (Федосеев и соавт., 2005ав). В последние годы здесь же обучаются будущие врачилечебники. Специфика преподавания гистологии студентам младших курсов МБФ, трудности и перспективы обучения  студентов   обсуждалась   нами  ранее (Павлович, 20052008; Писцова и соавт., 2006, 2007; Гурина и соавт., 2008, 2009). При этом теку­щая успеваемость студентов оценивается в ходе еженедельного опроса (письменного или устного), а также на коллоквиумах (дважды за каждый се­местр) и по результатам экзамена на кафедре. Факторы, влияющие на усвоение студентами раз­ных специальностей материала, значительно зави­сят от их изначальной мотивировки и уже обсуж­дались нами ранее (Федосеев и соавт., 2006 а, б). Показательно, что некоторые студенты в ходе ос­воения гистологии с трудом идентифицируют ор­ганы и ткани на микропрепаратах. Это связано как со значительной толщиной микропрепаратов (710 мкм), так и с использованием в большинстве обучающих препаратов гематоксилинэозиновой окраски, что затрудняет оценку распространенно­сти соединительнотканных компонентов в органах (занижает долю стромы изза проекционного эф­фекта Холмса) и завышает значение паренхима­тозных компонентов в органах. Имеющиеся атла­сы светооптических препаратов не всегда имеют надлежащее качество (Кузнецов и соавт., «Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии», 2002), по сравнению с зарубежным аналогом (Erlandsen, Magnej, "Color atlas of histology", 1992). Послед­ний изза своей высокой стоимости и отсутствия в библиотеке РГМУ малодоступен для большинства студентов. Преподаватели могут его использовать на занятии только в качестве дополнительной ин­формации. В этой связи, представляет определен­ный интерес самостоятельное применение студен­тами современных цифровых методов запомина­ния световых препаратов в ходе их внеаудиторной подготовки к занятиям и коллоквиуму по гистоло­гии. Это проявляется в фотографировании студен­тами наиболее интересных частей микропрепара­тов (всего их в курсе морфологии изучается 104, а на экзамене опрашивается 71 препарат), использо­вании графических редакторов для цветокорректировки полученных снимков и обсуждение с пре­подавателем наиболее трудных и малопонятных для учащихся деталей строения органов. Получен­ные фотографии помещаются студентамиэнтузиастами для коллективного пользования в интернете. Это повышает мотивировку у других студентов МБФ и стимулирует их самостоятель­ную внеаудиторную подготовку к занятиям и экза­мену по гистологии. Такой характер работы про­буждает у студентовмедиков интерес к изучению предмета в рамках научного студенческого круж­ка на кафедре морфологии МБФ и может сыграть заметную роль в определении их последующей специализации после окончания РГМУ (научной, лечебной или педагогической). Приобретенные в ходе самостоятельной внеаудиторной работы на­выки цифровой фотографии пригодятся студентам в последствии при подготовке к занятиям, коллок­виумам и экзаменам на кафедрах общей патологии и микробиологии МБФ, где также изучаются мик­ропрепараты, но уже не в норме, а в патологии.