Проблема адаптации многогранна и комплексна, с ней связаны понимание многих вопросов здоровья и патологии человека, решение важных проблем физиологии труда. Не случайно поэтому то же самое понятие «адаптация» трудноопределимо и разные авторы вкладывают в него далеко не один и то же смысл, хотя общее мнение об адаптации как приспособлении к среде разделяется ведущими специалистами.
Проблема адаптации человека, включающая методы физиологического психологического и педагогического воздействия, приобрела сегодня особое значение период новых рыночных отношений, преобразования и строительства нового уклад жизни. Еще в прошлой жизни достаточно было «самопроизвольной» биологической психологической настройки организма на перемены в обществе, то сейчас приспособление человека к изменяющимся условиям в обществе во всех сфера: деятельности происходит на основе сознательного воспитания и регулирования поведения личности. Новая ситуация в обществе требует от ученых иного подхода к самой личности его адаптации в новых условиях окружающей среды, начиная со школьника.
Определение процесса адаптации с учетом принципа целенаправленности зависит о исходных критериев.
Например, в физиологических критериях адаптация (приспособление) - процесс поддержания функционального состояния гомеостатических систем и организма в целом обеспечивающий его сохранение, развитие, максимальную продолжительность жизни неадекватных их условиях.
В педагогических критериях адаптация (приспособление) - процесс поддержания совокупности психологических и физиологических реакций систем организма, лежащих в основе приспособления его к окружающим условиям, направленные на сохранение относительного постоянства его внутренней среды.
В настоящее время под адаптацией понимают сформирование приспособительных реакций организма не только при действии неблагоприятных или стрессовых факторов среды, но и при действии обычных (не экстремальных) факторов.
Таким образом, феномен «адаптации» есть одно из фундаментальных универсальных свойств биосистемы. Проблема адаптации человека стала за короткий срок важнейшей проблемой века.
Феномен адаптации может быть отнесен к относительно самостоятельной категории экологических явлений. Это вид жизнеспособности, как и физиологическое и психологическое состояние, есть результат эволюционного исторического развития.
Адаптация - процесс, во-первых, непрерывный, так как не прекращается ни на один день, а во-вторых, колебательный, поскольку даже в течение одного дня происходит переключение в самые различные сферы: деятельность, общение, самосознание.
В сфере деятельности, адаптация означает прежде всего усвоение новых видов учебной деятельности. И главное - приспособление, уяснение и освоение главного вид; деятельности творчества в системе обучения. Адаптация есть развитие новых биологических свойств у организма, вида, биоценоза, обеспечивающих жизнедеятельность биосистемы при изменении внешней среды или параметров самой биосистемы. Способность к адаптации - одно из свойств и условий развития здорового человека. В основе адаптации лежат реакции организма, направленные на сокращение постоянства его внутренней среды (гомеостаз). Адаптация обеспечивает нормальное развитие, оптимальную работоспособность и максимальную продолжительность жизни.