Реформа образования в России продолжается несколько лет и далека от завершения. Болонский протокол предусматривает двухуровневую структуру высшего образования: бакалавриат и магистратуру. В России давно существует подобие двухуровневого образования: среднеспециальное (3-4 года обучения) и высшее (5-6 лет обучения), плюс аспирантура и докторантура. Экономичнее не разрушать а модернизировать в соответствие с требованиями времени.
В свое время Кларенс Холл - декан физического факультета Калифорнийского университета приводит аргументы, что наука и технология - двигатели экономического прогресса, а уже в 1993 году, снизилось число студентов естественно-научного направления.
Физика и связанные с ней междисциплинарные предметы являются основой фундаментального образования, доминирующей в развитии инновационных технологий, формирования научно- технического прогресса.
Сравнивая систему образования и науки СССР периода расцвета наукоемких технологий и прогресса, надо отметить, что преподаванию физики и обеспечению учебно-лабораторной базы придавалось первостепенное значение. А также, трудовому обучению школьников в образовательных мастерских. В настоящее время утеряны многие ценности, объем преподавания физики как в среднем так и в высшем образовании минимизированы до крайнего предела.
Рассмотрим спецификацию дисциплин физики и смежных предметов в ВУЗах США. Перечень дисциплин физического направления первого года обучения состоит из 4-х курсов Физики - I и 2-х курсов Физики - II. Следующие годы обучения обеспечивают промежуточный цикл физико-технического образования, состоящий из 32-х специализированных предметов для обучения по выбору студентов.
На завершающей стадии высшего образования (специализация) в ведущих ВУЗах таких, как Массачусетсский технологический институт, Калифорнийский технологический институт и др. в образовательном процессе предлагаются на выбор 65 курсов и спецкурсов специальной физики, с обозначением приоритетных. Например: шифр 8.422 - «Атомная и оптическая физика II» или 8.512 - «Теория твердого тела II» являются приоритетными по сравнению со спецкурсом 8.711 - «Ядерная физика», или 8.942 - «Космология» и другие, причем постоянно обновляющихся.
Научные, учебно-лабораторные и компьютерные корпуса оснащены по последнему слову техники и постоянно обновляются. Ведущие фирмы и компании США «врастают» в систему высшего образования и черпают оттуда новые совершенные технологии и конструкции вместе с готовыми специалистами и оборудованием, что является стимулом для мощного финансирования и научно- технического развития.
Сравним вышеизложенное с физическим образованием Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова - ведущим ВУЗом СССР и России. Несмотря на то, что здесь собраны лучшие интеллектуальные силы мирового уровня- финансирование и поддержка - слабые, хотя отдельные направления процветают.
В учебном процессе (по анализу рабочего плана) физфак с I-го по VI курс имеет фиксированное число физико-технических дисциплин с небольшой добавкой спецкурсов и семинаров. В неделю всего лабораторных работ проводится (в часах) I курс 7 и 5 ч.; II курс 5 и 5 ч.; III курс 8 и 2 ч. по семестрам и т.д.
Более широкий фронт охватывает по специализациям Московский физико-технический институт (университет), задач много, полигонов достаточно. Главная проблема ВУЗов - финансирование проектов, финансирование учебного процесса. Отчуждение капитала, крупного бизнеса и компаний от научно-технических и технологических проблем в России является тормозом в эволюции общества, финансово-экономической стабильности, развития промышленности и сельского хозяйства.
Структура общества должна иметь уравновешенную систему в пропорциональных соотношениях ученых, специалистов, политиков, фермеров, военных и т. д., тогда она устойчивая и процветающая.