Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

Перспективным направлением информационной поддержки, контроля и управления процессом обучения в соответствии с Федеральной целевой программой «Развитие единой образовательной информационной среды» стало формирование автоматизированных информационных систем управления образовательным учреждением. Данная проблема является особенно актуальной для учреждений начального профессионального образования (НПО).

Существующие автоматизированные системы управления педагогическими системами разработаны преимущественно для высшей и средней школы и не могут быть использованы в среде НПО, так как не учитывают особенности профессиональной подготовки в учреждениях НПО - значительные различия уровня базовых знаний поступающих - выпускников городских школ и школ отдаленных районов; соответствие запросам и потребностям личности, таким как умение быстро адаптироваться в меняющихся экономических условиях; хорошо ориентироваться в происходящих процессах, работать в сотрудничестве с другими людьми, относящимся к различным социально-культурным и профессиональным группам; умение критически мыслить и принимать самостоятельные решения; особое внимание к организации практической подготовки обучающихся.

Профессиональный лицей №17 г. Тамбова проводит работу по формированию автоматизированной информационной системы управления учреждением начального профессионального образования.

Система строится на основе баз данных документов, оперативных баз данных, архивных баз данных, баз данных электронных учебных материалов, системы дистанционного обучения. Основными функциями системы являются: ведение централизованной базы данных для обеспечения управления системой; интеграция неоднородных баз данных педагогической, научной и управленческой информации; обеспечение единого интерфейса пользователя и формирование типовых документов, создание централизованной электронной библиотеки; поддержка дистанционного обучения и независимого тестирования; обмен электронной информацией; защита информации; решение учебных, научно-исследовательских и управленческих задач с учетом особенностей профессиональной подготовки специалистов в среде НПО.

Одной из важнейших составляющих разрабатываемой системы является база данных электронных учебных ресурсов, включающая в себя электронные учебники, лабораторные практикумы, обучающе - контролирующие, тестирующие программы, демонстрационные учебные программы, электронные справочники. Электронные учебники построены на основе модульной технологии. Учебный материал представлен в виде гипертекста, содержит анимационные модели, учебные видеофильмы. В состав лабораторных практикумов входят интерактивные модели для имитации технологических процессов, мультимедиа-составляющие, позволяющие визуально проследить технологические последовательности операций. Автоматизированная система электронного тестирования позволяет производить допуск к проведению тестирования; поиск информации об обучающемся; находить необходимые тестовые задания; выставлять оценку за тестирование; производить обновление базы тестовых заданий.

Результаты процесса обучения заносятся в блок статистики. Система мониторинга позволяет в значительной степени облегчить процесс анализа результатов учебной деятельности и выбрать наиболее эффективную стратегию управления (увидеть необходимость организации повторения по той или иной структурной единице для достижения максимального уровня усвоения материала, сделать выводы относительно каждого учащегося и принять соответствующие методические решения в плане индивидуальной работы); а также оказать существенную помощь в процессе самоконтроля обучающегося.

Разработка и внедрение автоматизированной информационной системы управления учреждением начального профессионального образования позволит:

  • создать основу информационной инфраструктуры управления учреждения НПО;
  • оптимизировать и модернизировать процесс обучения;
  • автоматизировать составление отчетных документов;
  • осуществлять планирование учебного процесса;
  • способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей обучаемых навыков анализа информации, исследовательской деятельности, реализации принципов многоуровневости, вариативности, личностной ориентации процесса обучения;
  • реализовать комплексную информационно-методическую поддержку образовательного процесса;
  • обеспечить оперативную диагностику и управление учебным процессом;
  • сократить финансовые затраты за счет эффективного использования информационных и телекоммуникационных ресурсов, учебного и научного оборудования.