Предметом данного историко-педагогического исследования является не только эволюция эстетического образования и воспитания в России, но и теоретические и методологические аспекты подготовки будущих специалистов, развития эмоционального мира молодого человека, эстетических чувств, ценностного отношения к культурно-историческому прошлому, формирования художественных способностей и профессиональных качеств. В ней также представлены различные модели развития российского эстетического образования и воспитания на современном этапе. Согласно этим моделям в основе процесса подготовки и переподготовки педагогических кадров должна лежать перестройка профессиональной деятельности преподавателя через коррекцию и формирование его профессиональных установок, а педагогическая деятельность профессорско-преподавательского состава высшего учебного заведения должна быть обращена к личности обучаемого через информационное пространство к удовлетворению его познавательных, мировоззренческих и нравственных запросов. Современная система педагогической информации в эстетическом образовании и воспитании студенческой молодежи приобретает специфическую особенность, которая определяется как исследовательская направленность, как системный целостный подход к диагностике уровня знаний, умений и навыков.
В монографии представлена сущность теории эстетического воспитания студентов в условиях модернизации системы российского образования в формировании эстетической культуры через создание единого гуманитарного пространства. В современных условиях практическая значимость исследования усиливается в связи с пересмотром идеологических критериев и целей образовательной и воспитательной деятельности в различных общественных институтах воспитания. Теоретические положения, выдвинутые в монографии, разработанные организационно-педагогические рекомендации могут представлять интерес для ученых-педагогов, для авторов учебников по предметам эстетического цикла, руководителей учебных заведений, а также всех, кто занимается вопросами организации эстетического воспитания.