Сложные изменения, происходящие в современном обществе, и их решение во многом зависит от характера межличностных отношений. Необходимость преобразования общественных отношений находят свое отражение в идее модернизации совершенного социальноэкономического строя и не может не затронуть такую важную отрасль науки как психология. Только пересмотр личных действий, поступков, общего мировоззрения в свете истины, способен дать положительный результат по преобразованию межличностных отношений. И, конечно же, начало следует искать в наших жизненных истоках - в детских и подростковых группах населения, то есть там, где идёт основная закладка всех тех общественных отношений, которые будут проявлены в будущем и вступят в действие вместе со сменой поколений. Именно в детском возрасте, включая младенческий и внутриутробный периоды, создаётся основа для дальнейшего продвижения в жизни как отдельной личности, так и общества в целом. Характер межличностных отношений во многом определятся функциональным состоянием мозговых структур больших полушарий головного мозга. Поэтому своевременное исследование межполушарных взаимодействий позволяет выявить особенности формирования личности, найти ключевые моменты их нарушений и определить наиболее оптимальные методы их коррекции.
С этой целью нами были использованы комплекс методов и методик изучения межполу шарных взаимодействий, в частности, тест «на синкинезии», косвенно отражающий сохранность межполушарных взаимосвязей, пробы на внимание (Шульте и ШультеГорбова), цветовые тесты Люшера, характеризующие психоэмоциональное состояние и отношение учащихся к конкретной ситуации, психогеометрический тест для изучения личностных характеристик, а также тесты на логику мышления (цифровые, буквенные и на аналогии).
В исследовании приняли участие 22 подростка в возрасте 1213 лет - учащиеся школы №242 г. Москвы и 30 студентов МГУТУ. Анализ результатов исследования позволил установить, что психологический статус современных подростков, а также студенческой молодежи у 50% обследуемых проявляют высокий уровень тревожности, у 40% снижен уровень внимания и у 27% наблюдается отсутствие способности к логическому мышлению, что отражается на успешности обучения.
Еще в 80х годах XX в. Г. Стоукс и Д. Уайтсайд выясняли причины нарушений функций обучения с позиции неспособности правого и левого полушарий головного мозга к интеграции. А это приводит к тому, что аналитический (логический) мозг постоянно блокирует творческое начало образного мозга в его способности к интегративному «видению». То есть, в качестве одного из возможных факторов нарушений авторы рассматривают «координационную неспособность к обучению в раннем детстве», причины которой могут быть самыми различными. Наиболее часто в качестве причинного фактора выступают функциональные нарушения межполушарных взаимодействий, которые, в свою очередь, почти всегда возникают как следствие нарушения связи между передним и задним отделами доминирующего (логического) полушария мозга. Реагируя на отрицательный эмоциональный заряд, доминирующее полушарие прекращает свою полную сбалансированную функцию в плане физического, эмоционального выражения, что приводит к уменьшению функционирования коры больших полушарий головного мозга и, в частности, созданию и поддержанию в общей интегративной зоне доминирующего полушария своеобразных «мертвых» точек.
Мы полагаем, что полученные данные свидетельствуют о том, что 50% испытуемых нуждаются в коррекции психофункционального состояния и целенаправленной работы по формированию логического мышления. С учётом возрастных и индивидуальных особенностей испытуемых нами была намечена работа по психокоррекции психологических особенностей личностного развития (эмоционального состояния, адекватной самооценки, логического мышления ит. п.).
Эта работа представляет собой систему специализированных кинезиологическихупражнений, состоящей из следующих серий: 1) общетонизирующие; 2) упражнения, направленные на восстановление нарушенного межполушарного взаимодействия; 3) на восстановление нарушенной сохранности межполушарного взаимодействия и снятие эмоционального стресса. Данная система совмещает в себе два обучающих принципа (воздействия на сохранное и нарушенное звено регуляции психофизиологических функций) и включает в себя определённые движения и приёмы, адресованные к различным функциональным системам и механизмам регуляции, а также дыхательные упражнения, точечный массаж биологически активных точек, движения перекрёстнопараллельного характера обеими конечностями, способствующие восстановлению межполушарных связей, определённые, позы направленные на восстановление нарушенного межполушарного взаимодействия и снятие эмоционального стресса (патент на изобретение № 2139025).
Эффективность выполненной работы свидетельствует о том, что многие особенности психических явлений испытуемых удалось откорректировать, в частности, повысился психологический статус у 38,7% подростков и студентов, снижен уровень тревожности, а уровень внимания повысился у 29,6% испытуемых и способность к логическому мышлению у 18,6%.
Проведённые исследования позволяют констатировать, что данная система психокоррекционной работы привела к выраженным позитивным изменениям не только психики и поведения, но и к установлению позитивных межличностных отношений в группе, коллективе, обществе в целом, что является залогом успешного формирования психологически здоровой, работоспособной личности.
Список литературы
1.Хомская Е.Д., Привалова Н.Н., Ениколопова Е.В и др. Методы оценки межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия. - М.: Издво МГУ, - 1995. - 77 с.
2. Стоукс Г., Уайтсайд Д. Коррекция дислексических нарушений, способности к обучению и интеграция головного мозга. - М., 1987.-153 с.