Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,899

Сложные изменения, происходящие в современном обществе, и их решение во мно­гом зависит от характера межличностных отно­шений. Необходимость преобразования обще­ственных отношений находят свое отражение в идее модернизации совершенного социальноэкономического строя и не может не затронуть такую важную отрасль науки как психология. Только пересмотр личных действий, поступков, общего мировоззрения в свете истины, спосо­бен дать положительный результат по преобра­зованию межличностных отношений. И, конеч­но же, начало следует искать в наших жизнен­ных истоках - в детских и подростковых груп­пах населения, то есть там, где идёт основная за­кладка всех тех общественных отношений, ко­торые будут проявлены в будущем и вступят в действие вместе со сменой поколений. Имен­но в детском возрасте, включая младенческий и внутриутробный периоды, создаётся основа для дальнейшего продвижения в жизни как отдель­ной личности, так и общества в целом. Харак­тер межличностных отношений во многом опре­делятся функциональным состоянием мозговых структур больших полушарий головного мозга. Поэтому своевременное исследование межполушарных взаимодействий позволяет выявить особенности формирования личности, найти ключевые моменты их нарушений и определить наиболее оптимальные методы их коррекции.

С этой целью нами были использованы комплекс методов и методик изучения межполу шарных взаимодействий, в частности, тест «на синкинезии», косвенно отражающий сохран­ность межполушарных взаимосвязей, пробы на внимание (Шульте и ШультеГорбова), цвето­вые тесты Люшера, характеризующие психоэ­моциональное состояние и отношение учащих­ся к конкретной ситуации, психогеометриче­ский тест для изучения личностных характери­стик, а также тесты на логику мышления (циф­ровые, буквенные и на аналогии).

В исследовании приняли участие 22 под­ростка в возрасте 1213 лет - учащиеся школы №242 г. Москвы и 30 студентов МГУТУ. Ана­лиз результатов исследования позволил устано­вить, что психологический статус современных подростков, а также студенческой молодежи у 50% обследуемых проявляют высокий уровень тревожности, у 40% снижен уровень внимания и у 27% наблюдается отсутствие способности к логическому мышлению, что отражается на успешности обучения.

Еще в 80х годах XX в. Г. Стоукс и Д. Уайтсайд выясняли причины нарушений функций обучения с позиции неспособности правого и левого полушарий головного мозга к интеграции. А это приводит к тому, что анали­тический (логический) мозг постоянно блокиру­ет творческое начало образного мозга в его спо­собности к интегративному «видению». То есть, в качестве одного из возможных факторов нару­шений авторы рассматривают «координацион­ную неспособность к обучению в раннем дет­стве», причины которой могут быть самыми раз­личными. Наиболее часто в качестве причинно­го фактора выступают функциональные нару­шения межполушарных взаимодействий, кото­рые, в свою очередь, почти всегда возникают как следствие нарушения связи между передним и задним отделами доминирующего (логическо­го) полушария мозга. Реагируя на отрицатель­ный эмоциональный заряд, доминирующее по­лушарие прекращает свою полную сбалансированную функцию в плане физического, эмоцио­нального выражения, что приводит к уменьше­нию функционирования коры больших полуша­рий головного мозга и, в частности, созданию и поддержанию в общей интегративной зоне до­минирующего полушария своеобразных «мерт­вых» точек.

Мы полагаем, что полученные данные свидетельствуют о том, что 50% испытуемых нуждаются в коррекции психофункциональ­ного состояния и целенаправленной работы по формированию логического мышления. С учё­том возрастных и индивидуальных особенно­стей испытуемых нами была намечена работа по психокоррекции психологических особенно­стей личностного развития (эмоционального состояния, адекватной самооценки, логического мышления ит. п.).

Эта работа представляет собой систему специализированных кинезиологическихупражнений, состоящей из следующих серий: 1) общетонизирующие; 2) упражнения, направлен­ные на восстановление нарушенного межполушарного взаимодействия; 3) на восстановление нарушенной сохранности межполушарного вза­имодействия и снятие эмоционального стресса. Данная система совмещает в себе два обучаю­щих принципа (воздействия на сохранное и на­рушенное звено регуляции психофизиологиче­ских функций) и включает в себя определённые движения и приёмы, адресованные к различным функциональным системам и механизмам регу­ляции, а также дыхательные упражнения, точеч­ный массаж биологически активных точек, дви­жения перекрёстнопараллельного характера обеими конечностями, способствующие восста­новлению межполушарных связей, определён­ные, позы направленные на восстановление на­рушенного межполушарного взаимодействия и снятие эмоционального стресса (патент на изо­бретение № 2139025).

Эффективность выполненной работы свидетельствует о том, что многие особенно­сти психических явлений испытуемых удалось откорректировать, в частности, повысился пси­хологический статус у 38,7% подростков и сту­дентов, снижен уровень тревожности, а уро­вень внимания повысился у 29,6% испытуе­мых и способность к логическому мышлению у 18,6%.

Проведённые исследования позволяют констатировать, что данная система психокоррекционной работы привела к выраженным по­зитивным изменениям не только психики и по­ведения, но и к установлению позитивных меж­личностных отношений в группе, коллективе, обществе в целом, что является залогом успеш­ного формирования психологически здоровой, работоспособной личности.

Список литературы

1.Хомская Е.Д., Привалова Н.Н., Ениколопова Е.В и др. Методы оценки межполушар­ной асимметрии и межполушарного взаимодей­ствия. - М.: Издво МГУ, - 1995. - 77 с.

2. Стоукс Г., Уайтсайд Д. Коррекция дислексических нарушений, способности к об­учению и интеграция головного мозга. - М., 1987.-153 с.