Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,021

Психологические методы используемые руководителями предприятий играют важную роль в работе с персоналом. Главной их осо­бенностью является обращение к внутреннему миру человека, его личности, интеллекту, чув­ствам, образам и поведению с тем, чтобы напра­вить внутренний потенциал человека на реше­ние конкретных задач предприятия. Следова­тельно цель психологических методов - созда­ние моральнопсихологического климата, спо­собствующего активизации деятельности ин­дивида и повышение степени удовлетворенно­сти процессом труда на предприятии. Объектом психических методов на уровне предприятия яв­ляется индивид, субъектом - руководитель.

Способы психологического воздействия концентрируют все необходимые и разрешен­ные законом приемы воздействия на людей для координации в процессе совместной трудо­вой деятельности. К ним относятся внушение, убеждение, подражание, вовлечение, принуж­дение, побуждение, осуждение, требование, за­прещение, плацебо, порицание, командование, обманутое ожидание, «взрыв», метод Сократа, намек, комплимент, похвала, просьба, совет. Из вышеперечисленных способов психологическо­го воздействия, вероятно следует выделить некоторые из них, определяющее поведенческую суть субъекта с последующими побуждающими мотивами. К ним следует отнести внушение, ко­торое может вызвать у человека, иногда поми­мо его воли и сознания, определенное состоя­ние чувств и привести к совершению человеком определенного поступка, вовлечение т.е. соуча­стие в трудовом или общественном процессе, побуждение - обусловленное квалификацией, опытом, уверенностью в успешном выполнении работы. Немаловажное значение имеет убежде­ние базирующееся на аргументированном и ло­гическом воздействии на психику человека. Что касается принуждения, осуждения, порицания то это крайние формы морального воздействия, которые желательно применять только в чрезвы­чайных (форсмажорных) обстоятельствах. Наи­более характерными для автолитарного метода руководства является требование, запрещение и командование. В других случаях эти приемы могут оказаться бесполезными или даже вред­ными. Такие психологические методы воздей­ствия как комплимент, похвала, просьба и со­вет являются позитивными психологическими приемами повышающими самооценку личности работника и оказывающие положительное влия­ние на его поведение.

Итак, психологические методы представ­ляют собой наиболее тонкий инструмент воз­действия на социальные группы людей и лич­ность человека. Искусство управления людьми заключается в дозированном и дифференциро­ванном применении тех или иных приемов из перечисленных выше.