Анализирую результаты реализации задач, поставленных Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г., предусматривающей существенно изменить структуру образования в соответствии с новыми запросами общества и принятую в феврале 2010 г. Национальную образовательную инициативу «Наша новая школа», необходимо отметить, что прежде всего, школам и учительскому сообществу на современном этапе определена миссия выполнения нового социального заказа, обращенная к педагогике и выраженная в виде требований в подготовке людей, способных к саморазвитию, к самореализации имеющихся возможностей, способных самостоятельно ориентироваться в этом мире, гораздо более неопределенном и непредсказуемом, чем это было раньше. Отсюда становится понятным высокий интерес к интегральным характеристикам личности педагога, включая и такую как «профессиональная компетентность», поскольку опережающие запросы инновационной педагогической деятельности порождаются усложнившимся содержанием профессиональных компетентностей педагогов.
Современное село является субъектом приложения вышеперечисленных общественных изменений. Общая социальная и демографическая ситуация в стране в последнее время, привела к обострению проблем доступности качественного образования и последующего трудоустройства молодежи, проживающей в сельской местности. Абсолютное большинство выпускников сельских школ, поступивших в вузы, в родное село не возвращаются. И как это ни парадоксально выглядит, более доступное высшее образование способствует оттоку молодых сельских кадров в города.
Главная проблема сельского социума: отсутствие жизненных перспектив для большинства жителей села. Депрессия, груз обрушившихся экономических проблем, изолировал семью от села. Следствие - утрата приоритетов, растерянность, кризис самореализации, порождение правового нигилизма.
Единственным, стабильно функционирующим социальным институтом на селе остается школа, где на практике сельский учитель превращается чуть ли не в единственного представителя интеллигенции, способной дать молодому поколению нравственные ориентиры, сформировать реальные жизненные планы и естественно, перед ним встает проблема соответствия идеальному образу. Ежедневная работа в условиях постоянной общественной оценки, ставит учителя перед выбором, - либо профессиональный рост, позволяющий заниматься просветительской работой не только в школе с учениками, но и в открытой среде сельского социума, либо приспособление к имеющимся обстоятельствам, когда учитель ничем в культурном отношении не отличается от односельчан.
С другой стороны, образовательное превосходство, таит в себе опасность отрыва учителя от местных обстоятельств жизни села, когда его перестают понимать и воспринимать как ученики, так и их родители.
Отсюда проблема социальной адаптации, профессиональноролевого самоопределения сельского учителя - одна из основных и болененных.
Общество, находящееся в условиях всеобщей модернизации, требует от подростка умения адаптироваться к новым условиям существования. Перед учителем, работающем в условиях села, возникает проблема: как в условиях жесткой рыночной конкуренции, смещения ценностного вектора личности от высоких идеалов к идеалам материального достатка сохранить нравственные качества подрастающего поколения.
Одним из важнейших факторов успешности в современной жизни, является доступ к современным технологиям. Не секрет, что жители отдаленных сельских поселений, лишены возможности подключения к информационным сетям, что ограничивает доступ к самообразованию, реализации как дистантного, так и дистанционного обучения.
Автор, в статусе директора школы, представляет учительский корпус Волгодонского района Ростовской области, в отличии китайских мудрецов... «Не дай нам Бог, жить в эпоху перемен», считает, что трудное время - это время огромных возможностей!
Модернизация системы образования влечет за собой существенные и качественные изменения в практике работы учителя. И уверен, что сегодня каждый учитель в одиночку вряд ли справится с ними.
Исходя из этого, районным методическим центром отдела образования разработана модель мониторинга качества образования, предусматривающая прежде всего организацию промежуточной диагностики знаний, умений и навыков выпускников разных ступеней образования и подготовку к государственной итоговой аттестации.
Анализ результатов таких диагностик показывает наличие системных проблем, как в ресурсном обеспечении, так и в организации образовательного процесса и обучения. Следующим этапом стало создание Координационного центра методической работы на базе четырех опорных школ, объединяющих 12 сельских методических служб, который определяет стратегические направления развития, планирует и организует работу над единой методической темой, оказывает содействие в рамках организации научнопрактических конференций, способствует самостоятельному выбору учителями форм повышения своей квалификации.
Неслучайно, по инициативе областного министерства общего и профессионального образования в период проведения районной августовской конференции, в Романовской СОШ № 1, вместе с делегатами, приняли участие победители Всероссийского и областного конкурсов в период 20082010 гг., лауреаты финала конкурса 2010 г., которые по окончании пленарного заседания, провели свои презентации и мастерклассы, тем самым обменялись передовым опытом, а также современными и востребованными идеями. Их именами по праву гордится учительское сообщество Ростовской области: Нечитайлова Е.В., г.РостовнаДону Боброва О.М., г. Шахты Чугунова Л.И., Заветнинский район Леонова СВ., Волгодонский район Растрепина Н.М., Цимлянский район Шкурина И.Н., Зимовниковский район Онопченко И.В., г. Таганрог Шапоренко А.В., Багаевский район Только такой подход и систематизация методической работы в сельских школах, создании распространение передового опыта, включенности каждого в исследовательскую деятельность, работу по самосовершенствованию, способствует созданию апробированной модели образовательновоспитательной среды, которая должна стать важным звеном в системе жизнеобеспечения села, - формируя интеллектуальный и трудовой потенциал сельского социума.
Список литературы
1. Актуальные документы:
- Концепция модернизации российского образования/20062010 г.
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
2. Кузнецов В.И. Миссия школы- спасти село / Материалы XIой Августовской интернет педконференции. МОиН РФ. 20 Юг
3. Луценко А. Изменения в российском образовании // Директор школы. № 4. 2010.