К концу 80х годов прошлого столетия, в период явного начала распада СССР появились первые яркие проявления изменения общественного сознания, которые вызывали раскол в идеологии, в системе бывших, устоявшихся представлений, которые не могли не нанести общественному сознанию общий популяционный стресс и вызвали кризис идентичности. Самой существенной чертой этого кризиса являлось резкое изменение прежних идеологических догм и представлений, старого уклада жизни, изменение взаимоотношений и социальных приоритетов в обществе [2]. На фоне значительного снижения материальнонравственного уровня жизни, на первый план выступили эмоциональные факторы. Прежде всего, переживание безысходности, нравственные потрясения, разочарования, крушение надежд и ожиданий, апатия, гибель близких людей, потеря жилья, нравственная борьба со старым отжившим мировоззрением и неприспособленность к новому укладу жизни. Следствием пролонгированного кризиса в Российском обществе явилось то, что потребление алкоголя с вредными последствиями в стране заняло 1 место, а суициды к концу 90х годов - 2 место в мире.
Цель исследования заключалась в построении системы образовательной программы по распознаванию тактики ведения и терапии депрессивных расстройств в первичной медицинской сети с целью превенции суицидов.
Материал и методы. Включали создание 3х звеньвой системы антикризисной неотложной суицидологической службы в социальных службах города Томска [2], организации сельской суицидологи в районах Томской области, мониторинг коэффициентов смертности от самоубийств по данным статистической отчетности Российской Федерации, Сибирского Федерального Округа и Томской области, проведение трех ежегодных тематических образовательных программ по обучению врачей первичной медицинской сети, общемедицинской практики и других специализаций по депрессивным расстройствам (ДР). Российская версия программы была адаптирована на основе сделанных нашей научной группой с участием проф. В.Н. Краснова переводов 4 модулей Всемирной психиатрической ассоциации (ВПА) и Международного комитета по профилактике и терапии ДР (ПТД) [36], созданной лучшими мировыми экспертами по данной проблеме.
Обсуждение реализации комплесных мер по снижению суицидов в Томской области и г. Томске. Необходимость раннего распознавания клинических признаков депрессии диктуется современными эффективными и безопасными ее методами лечения, которые в ранний период их выявления особенно успешны. Поэтому данная образовательная программа, помимо врачей первичной медицинской сети и специалистов, работающих в различных разделах медицины, адресуется также к психотерапевтам, клиническим психологам, социальным работникам и медицинским сестрам. Это необходимо для того, чтобы расширить возможности для людей, страдающих депрессией обращаться за помощью не только в специализированные службы охраны психического здоровья, но и при желании лечиться у своего врачатерапевта, владеющего навыками диагностики и терапии ДР.
Внедрение программы под названием РАДЕП (распознавание депрессий) в Восточном регионе России было начато в 1998 г. при поддержке и участии членов Всеминой психиатрической ассоциации проф. Н. Сарториуса, проф. Д. Купера, проф. А. Янча, проф. Л. Гаек. В кратком изложении обучение состояло из организации и проведении российских и региональных симпозиумов и мобильных семинаров «Депрессивные расстройства в общемедицинской практике: страдать или управлять?»; образовательных сессий в поликлиниках, соматических стационарах и специализированных диспансерах (кардиологическом, онкологическом, психоневрологическом и др.). Проводился первичный скрининг знаний в области депрессии среди обучающихся врачей. До начала проведения программы около 20% респондентов из 964 врачей, заполнивших анкету, правильно оценивают распространенность депрессий в дифференцированных популяциях, диагностические и терапевтические проблемы имеют 95,5%>, применяют антидепрессанты - 33,9%>. 97,3%> врачей оценили программу РАДЕП как «очень важную» и «важную» для их практической деятельности. По мнению большинства докторов, депрессивные расстройства имеют крайне широкое распространение, которое недостаточно осознается службами здравоохранения. Они ухудшают качество жизни, влияют на инвалидизацию и смертность населения, включая суициды, дорого обходятся здравоохранению при низком уровне из распознавания. Для успешного развития программы необходимы индивидуальный и каскадный принцип подготовки взаимозаменяемых преподавателей, создание междисциплинарных групп исследователей и врачей практиков с последующим глобальными образовательными материалами, в числе с привлечением СМИ.
Заключение. Итоги анализа комплексных превентивных мер по профилактике суицидов показали следующее. В Томской области с населением около 1 миллион человек с 2001 к 2009 коэффициент смертности от самоубийств снизился за счет повышения, качества и мотивации врачей к образовательным программам по расознаванию и терапии депрессивных расстройств и остального описанного комплекса превенции суицидов: 48,0; 41,1; 42,0; 38,7; 35,3; 28,1; 26,3; 20,6/100000 (Р<0,0001).
Список литературы
1. Корнетов Н.А., Попова Н.М. Томская модель антикризисной неотложной социальнопсихологической (суицидологической) помощи населению // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. - Томск, 1996. - № 1. - С. 7679.
2. Корнетов Н.А., Эфтимович Л.Е., Дубовская Л.Н. и др. Межведомственная неотложная антикризисная социальнопсихологическая (суицидологическая) служба- Томская модель // Методические рекомендации. - Томск, 1999.-43 с.
3. Образовательная программа по депрессивным расстройствам WPA/PTD. Модуль 1: Обзор и основные аспекты (с прил.) // Пер. с англ. по общ. ред. Н.А. Корнетова. - Киев: Сфера. - 2002. - 62 с.
4. Образовательная программа по депрессивным расстройствам WPA/PTD. Модуль 2: Депрессивные расстройства при соматических заболеваниях // Пер. с англ. по общ. ред. Н.А. Корнетова. - Киев: Сфера. - 2002. - 69 с.
5. Образовательная программа по депрессивным расстройствам WPA/PTD.
Модуль 3: Депрессивные расстройства у лиц старшего
возраста/ЛТер. с англ. по общ. ред. Н.А. Корнетова. - Киев: Сфера. - 2002. - 59 с.
6. Образовательная программа по депрессивным расстройствам ВПА/ПТД: Модуль IV: Голдберг Д., Гаек Л., Сарториус Н. Общее введение в обучение врачей навыкам в сфере психического здоровья // Пер. с англ. под общ. ред.Н.А. Корнетова. - К.: Сфера, 2002. - 32 с.