30 декабря 1803 г., после рассмотрения Правительствующего Сената, Император Александр I утвердил доклад министра Внутренних дел В.П. Кочубея «О новом образовании медицинского управления», назывался он Экспедиция Государственной Медицинской Управы, куда входил Медицинский совет, состоящий из членов и членовкорреспондентов1.
По манифесту от 17 августа 1810 г. из состава Министерства Внутренних дел была выведена вся Экспедиция Государственной Медицинской Управы и передана вновь организованному Министерству полиции, что было упущено в плане исследований некоторыми авторами2. В состав Министерства Полиции входили три департамента: полиции хозяйственной, исполнительной и медицинской, а также Медицинский совет3.
Вскоре, однако, указом от 4 ноября 1819 г. Министерство полиции было соединено с Министерством Внутренних дел4. В структуре Министерства Внутренних дел стали значиться Медицинский департамент (главный орган управления медицинским делом в стране, имевший функции во многом сходные с функциями Медицинская Коллегия) с тремя отделе
ниями и Медицинский совет. Следует заметить, что управление медицинским и фармацевтическим образованием было в ведение Министерства народного просвещения5 (т.е. было вне полномочий Медицинского департамента).
30 мая 1832 г. Министерству Внутренних дел были переданы все дела по медицинской и фармацевтической части, находившиеся до этого в ведении Министерства духовных дел и Министерства народного просвещения6.
Процесс преобразований медицинского управления на этом не окончился. 17 июня 1836 г. Медицинский департамент был разделен, и учрежден новый Департамент казенных врачебных заготовлений, что дало возможность отделить делопроизводство вопросов, имеющих непосредственное отношение к медицине от вопросов хозяйственных7.
Медицинский департамент в новом своем составе был образован из первого отделения, а Департамент казенных врачебных заготовлений - из второго и третьего отделений прежнего Медицинского департамента. Реорганизованный Медицинский департамент состоял из двух отделений. В первом отделении решались вопросы, связанные с деятельностью высших медицинских учебных заведений и распределением их выпускников по ведомствам армии, флота и гражданской службы. Второе отделение наряду с вопросами судебной медицины, занималось решением дел, связанных с деятельностью частных и казенных аптек. Заготовка, хранение и распределение медикаментов были поручены новому Департаменту казенных врачебных заготовлений8.
17 июня 1836 г. были утверждены штаты и обязанности Медицинского совета. В его состав входили председатель, три действительных члена, один из которых должен был быть фармацевтом или химиком, и неопределенное число почетных (непременных) членов. Кроме того, директор Медицинского департамента Министерства Внутренних дел, а также директоры Военного и морского министерств, директор Департамента казенных врачебных заготовлений и президент Медикохирургической академии назначались непременными членами совета и обязаны были присутствовать при рассмотрении дел, касающихся подведомственных им учреждений9.
Примечательно, что, согласно высочайшему утверждению от 22 марта 1904 г., штат Медицинского совета был уже значительно расширен и составлял 16 человек: председатель, 16 непременных членов, неопределенное число совещательных и приглашенных членов, ученый секретарь, 2 эксперта по судебномедицинской части, заведующий делопроизводством и 2 его помощника, а также канцелярские чиновники, работники библиотеки. Расходы на этот разросшийся штат составляли 33 300 рублей в год, причем содержание председателя Медицинского совета назначалось отдельно по особому высочайшему повелению и не указывалось в общей смете.
Медицинский департамент Министерства внутренних дел кроме общих функций, отмеченных А.Н. Пищитой и Н.Г. Гончаровым10, а именно, - повышение исполнительной дисциплины служащих медицинского ведомства и усиление контроля над реализацией принятых решений и более детальная регламентация частных вопросов организации медицинской помощи (с учетом специфики работы министерства внутренних дел)»11, выполнял и другие. Так, Медицинский департамент, будучи высшим в империи врачебноученым установлением для рассмотрения вопросов охранения народного здравия, врачевания и судебномедицинской экспертизы» (п. 1 Положения о Медицинском совете от 22 марта 1904 г.)12- занимался рассмотрением следующих вопросов: цензурой медицинских сочинений (а также поваренных, кондитерских, химиюэкономических книг); рассмотрением всякого рода открытий, имеющих отношение к медицине; изданием постановлений и инструкций в случае возникновения эпидемических заболеваний (и издание наставлений по борьбе с падежами скота); испытанием и оценкой новых открытий в области медицины; исследованием новых фармацевтических средств и выдачей разрешений на их продажу и употребление; оценкой качества отечественных заменителей импортных лекарственных средств; испытанием отечественных минеральных вод и лечебных грязей, составлением инструкций по их применению, «установление округов санитарной охраны для минеральных вод, грязей и лечебных мест»; рассмотрением карантинных постановлений; рассмотрением и оценкой образцов новых хирургических инструментов и аптечных приборов; оценкой действительной терапевтической ценности лекарственных средств, поступающих изза границы; изданием правил изготовления лекарств и аптекарской таксы; организацией судебномедицинской экспертизы и «составлением таксы вознаграждения за судебномедицинские исследования»; рассмотрением вновь составленных каталогов лекарственных средств для армии и флота; рассмотрением и утверждением проб медикаментов и других медицинских материалов; рассмотрением всех требований на медикаменты, поступающих от Департамента казенных врачебных заготовлений; рассмотрение «возбуждающих сомнение медицинских свидетельств по делам пенсионным, бракоразводным и иным», оценкой квалификации иностранных врачей и «дозволением их свободной практики», после и «обыкновенного испытания в Императорской военномедицинской академии или в одном из университетов... или... по одному заключению Медицинского совета, утвержденному министром Внутренних дел, о известном совету достоинстве сих врачей»13.
Таким образом, Медицинский департамент в рассматриваемый период, хотя и был в структуре МВД Российской империи, но занимал особое положение в связи с выполнением специфических функций, направленных на обеспечение и охрану «народного здравия».