В данной статье произведена оценка динамики распространения облака выхлопных газов на примере изменения концентрации оксида углерода в различных условиях экранирования придорожных территорий.
В настоящее время роль экранирующих мероприятий сводится к защите придорожных территорий от вредного воздействия выхлопных газов и транспортного шума. При этом уровень загрязнения приземного слоя атмосферы над дорогой превышает предельно допустимый и отрицательно влияет на участников движения. Автомагистраль «Каспий», в пределах Терновского и Грибановского районов Воронежской области, имеет 1ю техническую категорию. Интенсивность движения составляет 8540 авт./сут. Средняя скорость движения 85 км/ч. Скорость господствующего ветра uo = 3 м/с. Угол направления ветра к оси трассы принимаем у = 90°. Данные по фоновой концентрации отсутствуют. Полученная информация о ситуационной обстановке на дороге позволяет оценить динамику распространения облака выхлопных газов на придорожной территории на примере изменения концентрации оксида углерода. Расчёт начинаем с определения удельной эмиссии оксида углерода:
где 2,06х104 коэффициент перехода к принятым единицам
измерения; m коэффициент, учитывающий дорожные и
автотранспортные условия; Gjk средний эксплуатационный расход топлива,
л/км; Gjд
то же, для дизельных автомобилей, л/км; Njk интенсивность
движения каждого выделенного типа карбюраторных автомобилей, авт/ч; Nj то же, для
дизельных автомобилей, авт/ч; Кк и Кд коэффициенты,
принимаемые для данного компонента загрязнения для карбюраторных и дизельных типов вигателей соответственно.
При расчёте рассеяния выбросов от автотранспорта и определения концентрации токсичных веществ на различном удалении от дороги используется модель Гаусса распределения римесей в атмосфере на небольших высотах. Концентрацию загрязнения атмосферного воз-
духа окисью углерода вдоль автомобильной дороги можно определить по формуле
где С - концентрация данного вида загрязнения в воздухе, г/м3; s - стандартное отклонение Гауссового рассеивания в вертикальном направлении, м; u - скорость ветра, м/с; F - фоновая концентрация, г/м3.
Оценка и прогнозирование динамики рассеивания облака выхлопных газов проводилась на примере изменения концентрации оксида углерода по значениям приведённой концентрациигде C* - значения приведённой концентрации; концентрации вещества на расстоянии 10 м от C - значения концентрации, рассчитанные по кромки проезжей части на уровне 1,5 м, г/м3; формуле (2), г/м3; Cmax - расчётное значение; Cmin - фоновая концентрация (Cmin = F), г/м3.
Расчёт концентрации оксида углерода, произведённой по разработанным эмпирическим формулам, не противоречит общепринятой методике оценки уровня загрязнения атмосферного воздуха автомобильным транспортом [1]. Расчётные значения концентрации, указывают на содержание оксида углерода в воздушном пространстве на придорожной территории в концентрациях, не превышающих предельнодопустимый уровень для этого вещества.Вывод
Внедрение полученных результатов позволило достичь повышения экологической безопасности прилегающих территорий от вредного воздействия выхлопных газов, предотвращения самозагрязнения воздушного пространства над полотном дороги, снегозаносимости проезжей части автодороги.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Рекомендации по учёту требований по охране окружающей среды при проектировании автодорог и мостовых переходов. М.: ГипроДорНИИ, 1995. 124 с.